КонцепцияО концепции было много предварительных разговоров, поэтому вспомню только самое основное.
Концепция является частью проекта, его основой. Концепция содержит требования к проекту в самой обобщённой, абстрактной форме. Требования делятся на два вида: ограничения и нововведения. Ограничения не позволяют проекту расползтись «мыслью по древу», выйти за пределы доступных технологий, ресурсов. Нововведения (далее «вольности») гарантируют, что в проекте будут содержаться аспекты, решения, которых ранее не было в других подобных проектах. Вольности гарантируют инновационность, творческую составляющую проекта, перспективность работы.
Необходимые пояснения и расшифровки.
Слоить основу проекта (проводить декомпозицию) можно долго, вплоть до бесконечности. Вопрос состоит в плодотворности таких усилий. В какой-то момент подготовку надо заканчивать принудительным порядком, по команде «Стоп машина». Лучше потом провести дополнительные итерации пересмотра частей проекта. Всегда нетерпится перейти к синтезу конечного решения. Всё-таки эта часть работы самая творческая, воодушевляющая, созидательная. Она же самая критикуемая в итоге. Где яркий свет, там и густая тень. Всё гармонично. Поэтому далее хорошему радуемся, плохое терпим. Через тернии, да к звёздам.
Что такое концепция в составе проекта? Любой чертёж начинается с базовой линии, от которой осуществляют отсчёт всех размеров. Если сравнить проект с деревом, где решение – ствол; ветви – вариации, варианты; листья – техники, приёмы; плоды – конечный результат, то концепция – это корень проекта, основа.
Среди безграничного множества вариантов работы над проектом, концепция выстраивает тоннель решения. Стенки тоннеля состоят из ограничительных требований проекта, а введут к вольностям на горизонте творческих замыслов. Слово «вольности» носит предположительный, ожидаемый, потенциальных характер, а не гарантируемый. Почему так? Творчество вообще редко может что-то гарантировать, кроме интереснейшей попытки быть оригинальным, неожиданным, прорывным.
Напомню определение горизонта: «Воображаемая линия, по которой соединяются земля и небо и которая отдаляется от наблюдателя по мере приближения к ней». Почему по этой воображаемой линии мы выстраиваем вольности, требуем от концепции движения в этом направлении, разрабатываем проект с открытым дальним краем? Проект должен содержать меру творчества, иначе это будет набор штампов, повторений, копирования. За творчество мы расплачиваемся отсутствием гарантий в надёжном результате, зато гарантируем себе вызов, порыв, попытку расширения достижимого.
Крупные проекты не любят риски, поэтому часто крупные проекты обвиняют во вторичности, штамповоности решений. Частные, мелкие проекты меньше боятся рисков, поэтому, если удаются, запоминаются свежими оригинальными решениями. Надо уметь в разумной мере комбинировать хорошо себя зарекомендовавшие старые подходы и новые, рискованные, экспериментальные принципы. Вольности в составе концепции заставляют разработчиков пытаться экспериментировать и рисковать, ради новых достижений в отрасли. Уберите вольности и получите малорисковый проект, построенный на надёжных, но вторичных, скучных, чужих наработках.
Любопытно, что иногда вольности проекта расшифровывают такой сущностью как «видение» (возможно, этот термин является сокращением от «дальновидение»). Видение проекта – это описание предполагаемых достижений проекта на удачном дальнем краю работы. Нам такое описание не потребуется, потому что в концепции будут содержаться вольности, указывающие, пусть и в самом общем виде, что именно мы хотим получить при наилучшем раскладе.
Концепция не сковывает работу по проекту, так как наполнена обобщениями, допускающими достаточно вольную трактовку. Требования носят принципиальный, но не конкретный характер.