IHS: себестоимость PlayStation 4 составляет $381 Когда PlayStation 3 вышла в 2006 году, Sony продавала её в убыток, надеясь компенсировать это со временем продажами игр. В случае с PlayStation 4 ситуация похожая, но всё же несколько более благоприятная для компании. Аналитики из IHS сообщают, что цена отдельных компонентов игровой системы, а также стоимость сборки составляют $381, что лишь на $18 меньше розничной стоимости системы в США — $399. В результате Sony, как считают аналитики, либо получает самую незначительную прибыль, либо терпит небольшой убыток от каждой проданной системы.
Такой минимальный уровень прибыли — редкое явление в потребительской электронике. Для сравнения: планшет Apple iPad Air, например, продаётся в рознице по минимальной цене в $499, а себестоимость производства этого устройства составляет, согласно более ранним оценкам IHS, всего $274.
Однако в данном случае картина для Sony всё же не столь плохая, как это было в 2006 году при запуске PS3. В то время IHS провела подобную процедуру анализа цены компонентов PS3 и сборки системы, получив себестоимость производства на внушительном уровне $805 при розничной цене $599. Со временем, разумеется, себестоимость системы падала, в том числе благодаря выпуску новых ревизий консоли. Однако компании приходилось снижать и розничную цену, чтобы стимулировать спрос. Например, в конце 2009 года PS3, продавалась за $299 при себестоимости $336.
Аналитик IHS Эндрю Рассвейлер (Andrew Rassweiler) отмечает: «Когда Sony сможет добиться снижения стоимости производства PS4, она это сделает, но если история о чём-то говорит, то вслед за этим компания предпримет и снижение розничной цены системы».
Если касаться подробностей, то стоимость основного чипа PS4 формирует заметную часть производственной себестоимости. Необычайно большой чип AMD, включающий 8 ядер CPU Jaguar, достаточно мощный графический ускоритель Radeon GCN и ряд других блоков, по данным аналитиков, обходится Sony примерно в $100. Если добавить к этому $88, цену 16 чипов быстрой памяти GDDR5, то получится половина конечной себестоимости системы.
Площадь чипа AMD, несмотря на относительно современные 28-нм нормы производства, составляет 350 квадратных миллиметров — это самый крупный чип, с которым сталкивались специалисты IHS. «Чип гигантский, — отмечает господин Рассвейлер. — Он почти втрое больше следующего по площади чипа, который мы встречали». Впрочем, разумеется, есть чипы и побольше. Например, площадь кристалла GK110, используемого в недавно представленных ускорителях GeForce GTX 780 Ti и Tesla K40, составляет при том же 28-нм техпроцессе куда более внушительные 533 мм2. Причём в случае с чипом NVIDIA речь идёт только о GPU, без ядер CPU и прочих специфических для PS4 блоков. Да и у самой AMD можно найти более крупные чипы — например, Hawaii в видеокарте AMD Radeon R9 290X имеет площадь 455 мм2.
Но чем больше площадь отдельного чипа, тем меньше доля выхода годных кристаллов, так что необходимо достичь оптимального баланса производительности, возможностей, уровня стоимости и эффективности производства. По оценкам IHS, примерно треть производимых для PS4 чипов отбраковывается, что является достаточно высоким уровнем брака, который приводит к повышению стоимости. Со временем, впрочем, доля годных кристаллов будет расти, особенно после перехода на более тонкие нормы, которые позволят уменьшить площадь чипа.
Среди других наиболее дорогих компонентов PlayStation 4 можно назвать жёсткий диск Seagate ($37) и оптический привод ($28). Кстати, производственная стоимость контроллера DualShock 4, включающего чип Bluetooth от Qualcomm, аудиочип от Wolfson Microelectroncs и сенсор движений от Bosch, составляет $18.
В целом, хотя Sony постаралась добиться минимальной разницы между себестоимостью PS4 и розничной ценой приставки, аналитик Эндрю Рассвейлер отмечает: «Похоже, в очередной раз прибыль Sony будет зависеть от продаж игр, а не самой консоли».