Совершенно секретный продукт
S.T.A.L.K.E.R. – пожалуй, самая культовая игра, созданная когда-либо на территории бывшего Советского Союза (Тетрис в счет не будем брать). тысячи фанатов, книжная серия, насчитывающая десятки изданных и в несколько раз Больше неизданных произведений, большое количество всевозможных видео, артов, комиксов и даже страйкбольная игра и собственный фестиваль. Ничего не напоминает? У меня в голове возникла ассоциация со Звездными войнами. Конечно размах не такой большой по масштабам (пока что?), но тем не менее аналогии с космической сагой прослеживаются.
Разумеется, я хотел поговорить здесь не о сталкеромании как таковой и ее причинах, а выложить свои мысли о продолжении компьютерной трилогии – S.T.A.L.K.E.R. 2.
Начнем, пожалуй. Первое, что приходит на ум, - почему нет никакой особо стоящей информации о продукте? Все просто – небезызвестная компания GSC уже обожглась нечестным по отношению к потребителю PR-менеджментом, стоит вспомнить шумиху, устроенную перед выходом оригинальной игры. Чего только не обещали игркокам, начиная от бесшовной Зоны и заканчивая возможностью летать на вертолете, что впоследствии, после выходе виновника торжества, вызвало большое количество критики и негодований со стороны конечного пользователя.
Ведь в компании работают отнюдь не дураки и целесообразней всего их второй глобальный продукт (Чистое небо и Зов Припяти не в счет – аддоны) не подвергать такому же информационному перенасыщению, заменив на его информационный голод. Более того, за год ни единой утечки из недр GSC не было. Интересно, кто-то еще сомневается, что утечки тестовых версий предыдущих проектов украинской студии были случайными? Как бы там ни было, руководитель GSC Сергей Григорович на одной из пресс-конференций на вопрос ”Когда же ожидать объемной информации о проекте” ответил что-то вроде: ”Мы не нуждаемся в рекламе, поэтому примерно за 4 месяца до релиза будет небольшая пиар компания”. Что ж, все возможно, но, по-моему, все-таки это следствие предыдущих ошибок.
Второго Чистого Неба не будет
Очень много геймеров ругают S.T.A.L.K.E.R. за весомое количество так называемых багов в игре – ошибок или просчетов в программном коде, которые приводят ко все возможным казусам, вплоть до невозможности дальнейшего прохождения, и плохую оптимизацию движка X-Ray Engine. Особенно в этом плане выделяется аддон Чистое небо. Отчего так получилось? Дело в том, что еще до релиза самой первой части из компании GSC ушло несколько человек, занимавших ключевые должности при разработкe игры. Например, один из них Олесь Шишковцов, сделал большой вклад в код игрового движка. Спасибо ему. Но причем тут его уход из студии – спросите вы? Действительно, ну, ушел один программист, другой пришел – делов то? А н-нет, не все так просто: программный код дело тонкое, например, как хирургия. И не всегда прогеру последователю он может быть понятен – все-таки писал другой человек, а стиль программирования практически всегда отличается у разных программистов (быдлокодеры не в счет), а когда дело доходит до просчетов в коде или ошибка то все становится совсем плачевно.
Именно поэтому версии движка 1.6 и тем более 1.5 получились неудачными с точки зрения багов и оптимизации – программисты одно лечат, а другое калечат. А движок S.T.A.L.K.E.R. 2 будет написан с чистого листа. Поэтому, если программисты где-то и допустят ошибки при его проектировании, то впоследствии смогут подлатать быстро патчами. Кроме того, GSC рассказала о своих намереньях выпустить Сталкер 2 на консолях, а значит X-Ray 2.0 должен быть в плане оптимизации в полном порядке – ни Microsoft, ни Sony не допустят попадание продукта с откровенно слабой оптимизацией на свои платформы.
Но как всегда в бочке меда есть ложка дегтя – в данном случае невкусностью будут аппаратные ограничения консолей, а так как бесшовность игры подтвердил Григорович, то выдающейся графики не следует ожидать. Разумеется, это отнюдь не значит, что картинка будет плохой, она будет на уровне, но не более того. Ну, а в консольности ничего зазорного нет - разработчики тоже люди и хотят получить денежку за свой продукт, что весьма затруднительно, учитывая большой процент пиратства для компьютерных версий.
Когда-то в интернете промелькнула информация о возможном наличии кооперативного режима в S.T.A.L.K.E.R. 2. И современные тенденции подсказывают, что это может быть вполне реальностью. Например, недавно вышедший сиквел Portal 2. Другое дело, в каком ключе кооператив будет выступать – возможность проходить целую кампанию, как в Army of Two, или как отдельные миссии, вроде SpecOps из Modern Warfare 2 и зомби режим в Black Ops. Конечно же, первое более реальное, потому что не могу представить, что можно сделать во втором случае подходящее под концепцию Сталкера – устроить оборону армейской базы от разъяренных долговцев или отбиваться от зомби и снорков на Янтаре? Что ж, будет весьма забавно, если такое реализуют в игре.
Про мультиплеер сложно сказать что-то, ну, не нужен он Сталкеру вообще. То, что было в трех вышедших играх серии, совсем не вызвало никаких эмоций, что-то в духе Counter Strike или мультиплеера Call of Duty, к тому же и с кривой реализацией. А что-то оригинальное не приходит на ум. Другое дело качественная (именно, качественная) онлайн игра в серии неплохо бы вписалась, но это явно тема для отдельной статьи.
Радиоактивная история
Уже сейчас известно, что мы узнаем продолжение истории о сталкере по прозвищу Стрелок, рассказанной в предыдущих играх серии, и идею самой вселенной перепишут. В таком случае будем надеяться, что S.T.A.L.K.E.R. 2 сохранит именно ту самобытность, за которую его и любят на территории СНГ и что у разработчиков из GSC все получится.
Ну, а на последок стоит упомянуть пару слов и о самой компании GSC. Это, возможно, единственная самостоятельная организация на пост-советском пространстве такого уровня (остальные либо уровнем меньше, либо ходят под издателем), что должно вызывать уважение...
PS. Хочу также выразить огромную благодарность VIGUR'у за подкинутую идею написать эту статью