7653    4

Обзор Yaga: румынская Diablo с Бабой-Ягой

Вот какие образы у вас в голове возникают при словосочетании “румынский геймдев”? Лично у меня, до недавних пор, никаких образов не было совсем. Пока в прошлом году не увидел трейлер Yaga. Вообще, случай уникальный: румынская игра про славянский фольклор под бодрый саундтрек румынских музыкантов - это однозначный залог чего-то очень хорошего. Yaga вышла крайне добротной игрой - не без минусов, но с очень сильной славянской энергетикой!

Глядя на трейлер, лично мне было сложно удержать в голове тот факт, что проект делается небольшой румынской студией, что это инди-проект. Видно, что в игру вложили все силы, деньги и душу - каждая деталь прорисована с любовью, каждый персонаж - по-своему уникален, а дизайн локаций будто сошел с книжек со сказками.

Играем мы за Ивана - деревенского кузнеца, которому не повезло оказаться в лесу, в котором Лихо находилось - оно (или все же правильно “она”?) оттяпало руку кузнецу. А потом и царь Ивана к себе позвал, дабы тот приказы царские исполнял. То ему яблочко молодильное принеси, то жену найди… Так Иван и стал приказы царские выполнять. А для выполнения таких заданий герою нужно и по лесам, и по полям разным ходить, прорываясь сквозь орды нечисти.

Бабуля не довольна, что царь Ивана куда-то отправляет..
Бабуля не довольна, что царь Ивана куда-то отправляет..
Весьма колоритный торговец в деревне готов продать и купить разные полезные вещи.
Весьма колоритный торговец в деревне готов продать и купить разные полезные вещи.
В этой игре можно погладить собаку!
В этой игре можно погладить собаку!

Вот тут и начинается основная часть геймплея. Многие сравнивают Yaga с Diablo - в целом, схожесть действительно есть - те же постоянные бои и прокачка персонажа. Однако, прокачка тут сделана странно - конкретных цифр нет, просто после очередного боевого забега дают на выбор одну из трёх способностей.

Причем, все локации, на которых проходят сражения, генерируются рандомно. С одной стороны, это добавляет хоть какое-то разнообразие к одинаковым боям, с другой - есть проблема с побочными квестами. Дело в том, что на картах встречаются персонажи, которые дают какие-нибудь задания, которые можно выполнять, и в награду дается либо золото и особые предметы, либо повышаются различные навыки. Но если потерять всё здоровье до того, как задание будет выполнено, то в следующий раз персонаж появится вряд ли. Это немного разрушает атмосферу игры.

Перед выходом Яга у своих подруг спрашивает - куда Иван в этот раз пойдет? Так в игре происходит выбор локации.
Перед выходом Яга у своих подруг спрашивает - куда Иван в этот раз пойдет? Так в игре происходит выбор локации.
Иногда одна из подруг Яги будет задавать Ивану загадки. За правильный ответ дается +1 к уму.
Иногда одна из подруг Яги будет задавать Ивану загадки. За правильный ответ дается +1 к уму.
После каждого успешного (или не очень) прохождения локации, Яга спрашивает, чему Иван научился - так и выглядит прокачка героя.
После каждого успешного (или не очень) прохождения локации, Яга спрашивает, чему Иван научился - так и выглядит прокачка героя.

Другая родственная по духу игра - Jotun. Если она вам нравится, но малое количество боёв вас огорчило - в Yaga сражения буквально на каждом шагу. Благо, они бодрые, сложные, с разными тактиками боя, а у молота несколько видов, как и у дополнительных “аксессуаров” вместо отрубленной руки - это может быть щит, лопата, серп, цепные вилы и медвежья лапа. Щит нужен для защиты, при помощи лопаты Иван может двигаться под землей и наносить урон врагу, вынырнув из-под земли, цепные виллы можно использовать для быстрого перемещения, серпом можно рубить врагов, ну а лапа используется для мощных отталкивающих ударов.

Каждый из видов оружия можно и нужно постоянно ковать из разных металлов, имеющие разные свойства по урону, скорости и, неожиданно удачи (при атаке молотом из золота из врагов сыпется больше монет). К металлам крайне желательно добавлять различные предметы, наделенные магическими свойствами. Такие предметы можно либо найти у убитых врагов, либо купить у торговца. Молот, выкованный с такими предметами, имеет большую силу, а при правильной комбинации металла и предметов, можно получить молот, который с одного удара сносит всех на своем пути.

Кроме боссов, конечно. Они тут сложные, большие и колоритные. Даже медведь с балалайкой есть! Некоторые боссы после битвы могут предложить свою помощь, если вы оставляете их в живых - их помощь будет весьма кстати при сложных боях.

Боссы здесь колоритные и сложные. Как показала практика - перекаты и атаки на дистанции - наше всё.
Боссы здесь колоритные и сложные. Как показала практика - перекаты и атаки на дистанции - наше всё.

Да, тут есть своя система диалогов. Иван может быть как дураком, каких никто не любит, так и рассудительным, умным человеком, с которым приятно иметь дело. А может быть алчным, прося денег у всех и за всё. От определенных выборов в течении игры зависит концовка - их тут несколько. 

Если на наковальне вывести руны богов, боги будут давать усиления для оружия.
Если на наковальне вывести руны богов, боги будут давать усиления для оружия.
Бои здесь сложные и периодически напоминают Souls-like игры.
Бои здесь сложные и периодически напоминают Souls-like игры.

Есть у игры и крайне странная механика - зовется она “невезенье”. Шкала невезения заполняется постепенно, и чем больше Ивану не везет, тем больше опыта он получает. Как ни странно, невезение можно получить не только от проклятий злых персонажей, но и от молитв местного попа. Да, молитвы тут дают больший урон врагам, например. Но самый неприятный момент настает тогда, когда шкала невезения полностью заполнена - тогда над головой Ивана появляется Лихо, и отбирает ценные предметы - зачастую это может быть очень хороший молот, сделанный из дорогих и редких предметов. Ну очень спорная механика.

Каждый раз, делая подношение или молитву богу у его идола, Иван получает особый предмет.
Каждый раз, делая подношение или молитву богу у его идола, Иван получает особый предмет.
Естественно, благословение не бесплатно. Можно еще и пожертвовать денег.
Естественно, благословение не бесплатно. Можно еще и пожертвовать денег.
Избушка - на курьих ножках, как в сказках!
Избушка - на курьих ножках, как в сказках!

К слову, о молитвах: в игре есть идолы разных богов, которым можно молиться и делать подношения, взамен получая ценные предметы, которые потом можно продать или использовать при улучшении оружия. Улучшать можно и наковальню - можно вырезать руны богов, получая их благословения для оружия. 

Игра проходится минимум за 7 часов - в моем случае это были примерно 10 часов. 10 часов, не самого разнообразного геймплея, который спасал великолепный визуальный ряд, отличная озвучка, да еще и в стихотворной форме, где это было возможно, и отличный саундтрек, за авторством румынских музыкантов Subcarpati и Argatu’ (как я понял - это битмейкер-группы) - волшебный микс из хип-хопа и фольклорных мотивов. Крайне рекомендую послушать другие композиции этих исполнителей - на словах сложно описать энергетику такой музыки.

Саундтрек смог перекрыть однообразие: шинковать силу нечистую под славянские биты - одно удовольствие. Музыку в целом приятно слушать отдельно - в Epic Games Store есть комплект из игры и саундтрека. Но есть нюанс - низкий битрейт. Большая часть композиций идет в 128 и 256 кбит/с - смысл в переплате теряется. Но с другой стороны, на стриминговых сервисах саундтрека пока, увы, нет. Надеюсь, что в скором времени поступит в продажу саундтрек без потерь качества - Hi-Rez очень нужен такому прекрасному саундтреку!

К слову, о звуке. Озвучка тут тоже на высоте. При этом, сделана она в стихотворной форме. Тут уже вспоминается прекрасная Child of Light. Стихотворная подача диалогов лишь добавляет атмосферности происходящему. 

При всей своей колоритности, игре не достает качественного перевода. В целом, он хорош, и даже порой пытается попасть в рифму, как в оригинале, однако переводчики, от чего-то поленились нарисовать кириллический шрифт, а в субтитрах порой путаются мужской и женский род. Так было и до релиза, и после - было бы хорошо, если в ближайшее время выкатили бы патч, устраняющий все эти маленькие недочёты. 

Подытожим

Yaga - игра стоящая. Ее можно поставить в один ряд с “Ведьмаком” по колоритности. Ведь тут есть герои русских народных сказок - Морозко, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Марья Моревна, и конечно, Иван. Игра уникальна - другой с таким же колоритом вряд ли кто-то сделает. Если вам нравятся Jotun, Child of Light и Diablo-подобные игры - крайне советую к ознакомлению.

Плюсы

  • великолепное аудиовизуальное оформление;
  • необычный для видеоигр сеттинг;
  • несколько концовок.

Минусы

  • невнятная механика прокачки;
  • местами странные механики;
  • игра немного однообразна.


18 ноября 2019 на форуме
Уговорил, попробую wink_old.gif
3 декабря 2019 на форуме
Тоже решил попробовать и неплохо провел свое время)) Вчера весь день зависал, вот сейчас освободился - с удовольствием продолжу)
26 ноября 2019 на форуме
Забавная штука, как минимум начало мне зашло smile.gif Единственный большой минус - это локализация, точнее её отсутствие sad.gif А если ещё точнее, то в английском варианте рассказ зарифмован, а на субтитры просто перевод, без какой либо адаптации, а жаль mellow.gif

30 ноября 2019 на форуме

А вот и видео-обзор на игру.

https://subcarpati.com/discografie/
Тут полная дискография в Wav.


Также читайте

Superhot: Mind Control Delete - обзор игры
30 июля 2020
11020

Superhot: Mind Control Delete - обзор игры

Оригинальный Superhot был действительно необычен. У игры был классный и необычный геймплей, который строился вокруг концепции “время движется, когда движешься ты”, захватывал надолго, визуально ...
Обзор ремейка Destroy All Humans
27 июля 2020
14671

Обзор ремейка Destroy All Humans

Видимо астрологи в лице THQ Nordic объявили год ремейков, ремастеров и продолжений старых серий. Казалось бы только-только вышел отличнейший ремейк “СпанчБоба”, и вот на подходе ещё один обновл ...