Как Nokia могилу себе рыла
N-Gage был очень странным девайсом. С одной стороны, Nokia хотела, и в какой-то степени, смогла выйти на рынок портативных игровых консолей. Но с другой стороны, весь успех N-Gage перекрывался критикой смартфона, его непродуманный дизайн и плохо оптимизированные игры. Собственно, непродуманный дизайн, отсутствие какой-либо защиты от копирования у игр и жуткие тормоза в них (Call of Duty - чемпион - игра выдает натуральное слайдшоу, даже с неофициальным разгоном железа, доступным только на модели N-Gage QD). Как итог - Nokia свернула проект.
Свернула до тех пор, пока не вышла Symbian девятой версии и смартфоны на этой новой платформе. 2006 год, Nokia везет уже устаревший технически N-Gage QD на E3 с игрой Habbo Islands, в то же время осторожно демонстрируя новый сервис N-Gage 2.0, на уходящей в прошлое платформе Symbian 8, на примере смартфона Nokia N70. Но вместе с тем, Nokia тогда привезли и новые аппараты из N-линейки на базе Symbian 9, на которой тоже запускали новые игры.
И казалось бы - после такой-то демонстрации на E3 нужно быстрее запускать новый сервис, но не тут-то было! N-Gage 2.0 вышел лишь в 2008 году, что автоматически стало провальной тактикой. Nokia выкопала могилу сервису прямо в момент ограниченного релиза в феврале 2008, когда сервис вышел в публичное тестирование эксклюзивно для Nokia N81. Вместе с тем, релиз N-Gage 2.0 был отменен на N73, N93 и N93i (якобы из-за недостаточного количества ОЗУ), а Nokia просила не устанавливать приложение N-Gage от других устройств, дабы избежать проблем с совместимостью. Но как оказалось годы спустя, любых проблем можно было избежать, выпустив одно универсальное приложение для всех смартфонов.
2008 год в индустрии мобильных игр был поворотным - вышел iPhone 3G. Смартфон от Apple получил довольно мощное железо и свой магазин приложений, в котором тоже были игры. Да такие, в которых трехмерная графика вышла на новый уровень, а главное - игры у айфонов использовали трехмерный ускоритель. Да, у условного N95 был 3D-ускоритель, однако по большей части, он был бесполезен в играх - N-Gage 2.0 его не использовала.
Не смотря на годные тайтлы, которые выходили на N-Gage 2.0 и более комплексный подход к платформе (поддержка достижений, онлайн-мультиплеер, возможность играть в большинство игр как в портретном, так и в ландшафтном режиме, серьезная защита от копирования), интерес к играм на кнопочных смартфонах начал угасать. Не помогало расширение поддерживаемых устройств (под “расширением” следует понимать добавление поддержки платформы некоторыми новыми смартфонами). Менее, чем через два года после запуска N-Gage 2.0, 30 октября 2009, финская компания объявила, что новые игры больше не появятся на данной платформе, а онлайн-сервисы (сетевая игра, общение с игроками и активация игр) будут доступны до сентября 2010 года.
Причин такого провала были плохие продажи игр, устаревшее железо и сложность публикации игр. Наличие игр с известными каждому названиями тоже не помогли. А ведь на N-Gage 2.0 были Metal Gear Solid, Resident Evil, Worms, Brother in Arms, Asphalt, FIFA, Sims. Разработчики одни за другими уходили от Nokia, выпуская игры на новую iOS - никаких проблем с оптимизацией игр под разные девайсы, никаких проблем с тем, чтобы делать игры действительно консольного уровня. Brothers in Arms для N-Gage 2.0 - самая требовательная игра. Она идет с крайне низким фреймрейтом. Не лучше ситуация у игр Asphalt 3 и Asphalt 4. Самое интересное, что разработчики даже сделали по два графических конфига для них, возможно, для слабых устройств с малым количеством ОЗУ. Вероятно, на разных устройствах планировалась поддержка разных конфигов.
В последствии N-Gage 2.0 научились запускать на тех устройствах, на которых нет официальной поддержки платформы. Однако, не все игры адекватно ведут себя на экранах, разрешение которых отличимо от 240х320. Но до сих пор некоторые игры остались не взломаны. Причина тому - сложная защита от копирования. Игры привязывались к конкретному телефону, активация происходила под уникальный IMEI. Так что даже если сделать полный бекап устройства с честно купленной игрой на другой смартфон, работать ничего не будет, увы. 21 игра осталась без взлома. Среди них есть и годные (всего три, четыре - если брать в счет Age of Empires III, для которой нет полноценного взлома, но путем нехитрых манипуляций все же можно пройти кампанию): Asphalt 4: Elite Racing, Dirk Dagger and the Nuclear Zeppelin, Pandemonium, Prince of Persia. Asphalt 4, Pandemonium и Prince of Persia были также выпущены как отдельные приложения в SIS-формате. К сожалению, в этих играх дополнительные игровые клавиши (в двойных слайдерах их роль играли музыкальные кнопки, в некоторых других аппаратах - выделенные кнопки A и B, в виде квадрата и кружка) работать не будут, возможность повернуть экран тоже отсутствует.
Сейчас устройства под управлением iOS и Android без проблем могут запускать серьезные тайтлы. Уже давно можно пройти GTA San Andreas на карманном устройстве, а Apple и Google представили свои сервисы, позволяющие загружать серьезные игры по подписке. Nokia же фактически первой представила сервис по загрузки игр, но сделала это крайне криво и не в то время. Выйди N-Gage 2.0 в 2007 - возможно, сейчас все могло бы быть иначе.
Зато я на e51 прошел Quake 1 пока ездил на работу в метро. Жаль что Нокия загнулась.
Помню много игр прошел на своем N73 ME)