Потенциал обострения международной военно-политической напряженности по мере усугубления кризисных тенденций в глобальной экономике требует от российского руководства выработки адекватного системного ответа на новые вызовы. А поскольку на 99% стратегическая безопасность России зависит от потенциала сил ядерного сдерживания, то логично было бы ожидать, что руководство России будет уделять первостепенное внимание именно укреплению ядерного щита страны.
В этом смысле появление информации о том, что в настоящее время разрабатывается проект новой военной доктрины России, не стало большой неожиданностью. Об этом сообщил журналистам в Новосибирске секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
По его словам, принципиально важным является то, что доктрина формулирует положения «с точки зрения возможности нанесения ударов, превентивных или ядерных». Причем, «они будут несколько отличаться от тех, что были раньше», отметил секретарь Совбеза. Патрушев также добавил, что готовящийся проект военной доктрины России должен быть подготовлен и представлен президенту РФ Дмитрию Медведеву уже до конца текущего года. Как заявил Патрушев, готовящийся документ будет открытым, «чтобы все знали, – и у нас, и за рубежом, – какие мы разрабатываем положения по безопасности, какие мы поставили цели и как будем их реализовывать».
Направленность новой военной доктрины России в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал военный эксперт Петр Белов:
— Логично ожидать, что после выхода в мае этого года новой Стратегии национальной безопасности России до 2020 года должны были быть ускорены и усилия по обновлению военной доктрины. Дело в том, с 2005 года идет непрерывная работа по доработке редакции апреля 2000 года.
В новом проекте, в частности, появятся более четкие и категоричные формулировки. Мне представляется это логичным. Потому что военная доктрина должна четко отвечать на вопрос, какие типы войн может вести государство и какие формы применения Вооруженных Сил им соответствуют. Соответственно, государство должно готовить определенные рода войск и быть готово задействовать их в определенной ситуации.
В Стратегии нацбезопасности открыто указывается, что в условиях обострения ресурсной проблемы ее решение участниками международных отношений возможно не всегда мирным путем, но и с применением военной силы. Этот документ также предписывает, что страна должна «реализовать позиции стратегического сдерживания». Что, в свою очередь, предполагает целый комплекс разносторонних мер, направленных в том числе на упреждение источников угрозы.
Поэтому заявление Патрушева о том, что имеющиеся у нас стратегические ядерный силы могут быть применены не обязательно в ответном или ответно-встречном ядерном ударе, но и в упреждающем, лично мне представляется логичным. Ресурсно-демографический вызов со временем лишь обостряется и усугубляется. Если обратить внимание на состояние наших сил общего назначения, то они до сих пор деградируют. Их перспектива вообще ужасна. По прогнозам Генштаба к 2016–2017 гг. у нас юношей призывного возраста будет всего лишь 600 тысяч. Прикиньте, какая доля из них попадет в Вооруженные силы. Отсюда неизбежна ставка на стратегические ядерные силы.
Конечно, ответный удар — это самый неагрессивный способ обеспечения своей стратегической безопасности. Но он, увы, фактически не может быть реализован из-за незначительного количества носителей в Ракетных войсках стратегического назначения. Более того, значительная их часть относится к наземно-мобильному типу базирования. В нынешних же условиях такие комплексы весьма уязвимы с точки зрения защищенности и живучести.
А для ракетно-встречного удара необходимо пояснить, что агрессор совершил пуск, и лишь потом запустить свои ракеты. Однако эта ситуация (для России) также не является выигрышной — в силу ослабленного состояния системы предупреждения о ракетном нападении, в первую очередь, из за недостаточного числа космических спутников. Да и эшелон радиолокационных станций у нас также ослаблен.
Источник: www.km.ru