Psp прошлое, настоящее, будущее
13 ноября стало известно, что приставка psp go подешевеет в Америке на 50$. Акция "купи PSP Go – получи N игр в подарок" была продлена до 31 марта 2011 года. Продажи приставок в мире проигрывают DS.
Все это складывается в очень печальную картину для Sony. Почему так вышло, в чем причина столь низких продаж? Ответ на этот вопрос надо искать не столько в настоящем, сколько в прошлом приставки.
Год 2004
Вернемся в далекий 2004 год. В декабре начались продажи первой версии консоли. Большой экран, мощная аппаратная начинка, низкая цена. Это все очевидные плюсы. Но были и минусы. Отсутствие встроенной памяти тогда было нормой, но вот очень высокие цены на карты памяти. Купить карту памяти больше, чем на 1гб, могли позволить себе немногие. Поначалу очень небольшой список игр. И (мало кто это знает сегодня) планы компании продавать для psp umd диски с фильмами. Эта идея даже была воплощена в жизнь, вышло несколько десятков фильмов, но идею быстро свернули.
Но это все были мелочи. Главным же плюсом приставки для компании было.... Практически полное отсутствие конкурентов. Во что мы могли поиграть в 2004 году? Nintendo DS, коммуникаторы на Windows Mobile 2003 и обычные телефоны в которых уже прочно прописалась технология Java. Не богато правда?
На момент выхода консоль обладала самой мощной графикой, самым большим экраном, wi-fi, и все это по цене 250$ в очень неплохой комплектации.
Молодые годы
В последующие несколько лет приставка вела борьбу с Nintendo, программисты компании боролись с пиратами, пираты в свою очередь год за годом одерживали победу. Цены на карты памяти ползли вниз. Выходило все больше хороших игр. Конвертировать видео для просмотра на зызе не составляло труда. Приставка становилась меньше и легче. В общем практически полная идиллия.
Первый удар был для компании неожиданный. Средство, не раз позволявшее поднять продажи не сработало - громкие "хиты" вроде Gran Turismo не выстрелили. Ради них никто не стал покупать приставку. Думаю это был шок. Прием не раз опробованный на PlayStation разных поколений подвел. Но в целом дела складывались неплохо. Главный удар пришел, не от Nintendo и прочих карманных приставок. От пришел от:
Android и Apple iOS
В чем годами был главный минус телефонов в использовании их в качестве игровых устройств? Он был не в пресловутых возможностях Java, ограничениях на размер исполняемого файла (особенно в телефонах Nokia). Главный минус был в очень отличающихся характеристиках телефонов. Сделать игру для телефона несложно, но вот опробовать ее на всех телефонах для рядового разработчика было нереально. И когда вышла платформа Apple iOS позволяющая играть в одни и те же игры на ipod touch, iphone и даже ipad. Такого предложить до Apple не мог никто. Плюс магазин приложений, позволяющий зарабатывать деньги разработчикам-одиночкам, открытый SDK...
Согласитесь, это очень отличается от подхода Sony. Да, в отличие игр для PSP, не было столь серьезного контроля качества. Общий уровень приложений был существенно ниже. Но и плата за игры была гораздо меньше.
Но платформа iOS, сколь хороша она не была, это все таки платформа для одного телефона. Совсем стали плохи дела, когда стала набирать силу молодая и амбициозная Android. Те же плюсы, что и у iOS, но вдобавок это десятки производителей и сотни моделей телефонов. Вы можете спокойно играть в одну и ту же игру на любой модели на данной платформе. Даже на телефонах с разрешением экрана ниже рекомендованных Google проблем практически не возникает.
Год 2010
Umd диски оказались столь же мертворожденным проектом, как и miniCD. Мир быстро и уверенно переходит на цифровое распространение контента. Sony это поняла и довольно оперативно - включая время разработки - выпустила модель psp go. Но решения главных проблем приставки, umd дисков и габаритов устройства, уже не могло помочь продажам. Стало известно, что тестовые образцы приставки нового поколения были разосланы разработчикам. У Sony остается два возможных пути развития. Первый - это задавить конкурентов технической стороной, что будет довольно сложно (об этом ниже), либо перейти в класс Nintendo, предложив несколько нетривиальных "фишек", вроде 3D изображения, которое несмотря на несостоятельность технологии на данный момент, очень помогает продавать DS сотнями тысяч штук. Но этот вариант, как и допуск сторонних разработчиков к выпуску игр, довольно маловероятен, ведь это означает смену парадигмы компании которой она придерживается уже не первое десятилетие.
Год 2011
Следующий год будет для psp самым тяжелым. Android будет набирать популярность, устройства с данной платформой начнут появляться в более доступных ценовых сегментах. Возвращение Windows Mobile с уклоном на мультимедийность и самыми высокими среди мобильных платформ минимальными характеристиками (экран 480х800 точек и процессором в 1 гигагерц) позволят выпускать на нем очень производительные игры.
Ну и наконец, цена - второе поколение вряд ли будет стоить меньше 300$, а на американском рынке, где бал правят операторы связи, можно купить десятки топовых телефонов дешевле, пусть и с годовым контрактом.
Но не стоит недооценивать японцев. Уверен, что картину происходящего они знают лучше, чем я. Поживем увидим.