Недавно анонсирован порт очередной игры с Sony Playstation 4 на ПК, и снова не обошлось без бурления. Один чудак даже со злости опрокинул стол и сломал свои вещи.
Это далеко не первый случай истерики от таких новостей. Мне вспомнился подобный случай, когда расстроенный фанат PS4 сломал диск с игрой Nioh, узнав о ее выходе на ПК.
Большинство игроков ограничиваются злобными сообщениями, угрозами никогда ничего не покупать у сони, обьявлениями о преступных намерениях, и прочими не слишком приятными речами.
У всех ясно чувствуется один и тот же посыл: они считают, что были каким-то образом обмануты, или чего-то лишены. Вроде игру никто у них не отбирал, как и консоль - садись и играй, когда хочешь. Так в чем же дело?
Дело в одном из феноменов культуры потребительства, а именно - демонстративном (статусном) потреблении. Это потребление с целью достижения какого-то социального статуса. Вы спросите, какой статус, когда покупка (консоль + игра) вроде бы не шибко-то и дорогая, но абсолютная цена - это только половина явления. Большинство людей не особо богатые, заводов-пароходов не имеют, и понтоваться приходится тем, что доступно. А элитное потребление заменяется потреблением идентичности - потреблением с целью самовыражения, как приобретения доказательств принадлежности к какой-либо группе индивидов, либо как доказательств серьезности своих увлечений.
Это относится не только к играм. Рыбаки покупают дорогие снасти, автомобилисты - разные детали для своих автомобилей, и так далее.
В случае с играми все факторы суммируются понемногу. Перед детьми консольщики могут понтануться статусом, перед другими игроками - идентичностью. Эффект усиливается тем, что такие нематериальные понятия воспринимаются геймерами более чутко из-за склада ума, натренированного на взаимодействие с виртуальным пространством, несуществующим вещам. Это позволяет предположить, что мозг геймера косвенно более восприимчив и к прочим нематериальным концепциям, как описаные выше случаи консьюмеризма.
В итоге, если игра теряет статус эксклюзива - ослабляется статус потребителя, по двум пунктам - демонстративности и идентичности. Никому не похвастаться, сосед не завидует, дети качают игру с торрентов, еще и дураком могут назвать за потраченые деньги, которые при таких обстоятельствах действительно можно было бы вложить в процессор и видеокарту.
Как с этим бороться? Не поддавайтесь маркетинговым уловкам. Покупка товаров широкого потребления, дешманских и произведенных на заводах массово - это не статусное потребление. Реализоваться или получить статус через потребление попросту невозможно. Ваш реальный статус - это только ваши достижения.
Если у вас комплексы по поводу того, что достижений не много - не переживайте. Вокруг вас полным-полно таких же людей, их аж 99% населения планеты, все нормально.
Покупайте игры, чтобы играть в них, а не смотреть на диск или счетчик игр в профиле стима. И помните - та цена, которую вы уплатили, это то, на что вы были согласны в момент покупки, и посчитали честной сделкой. Не хотите брать ответственность за содеянное? Тогда делайте себе справку о недееспособности, и полагайтесь на опекуна. Или не громите свои комнаты, когда кто-то решает выпустить игру на еще одну платформу.
А что с издателями? Наносит ли им хоть какой-то вред отказ от эксклюзивов? Как показывает официальный отчет сони, сделаный чуть более года назад, в трех категориях продаж, все 15 представленных игр являлись мейнстримовой мультиплатформой, а в текущем списке бестселлеров эксклюзивы находятся на втором-третьем десятке мест, что собственно и могло стать одной из причин пересмотра издательской политики Сони. Майкрософт практически отказалась от эксклюзивоов и того раньше.
А что с игроками? Игроки от этого только выиграют. Игра, выпущеная на персональные компьютеры, теоретически может быть играбельной вечно, даже без открытого исходного кода, потому что обратную совместимость реализовать и поддерживать проще в рамках одной платформы, чем писать эмуляторы для экзотического аппаратного обеспечения консолей. К тому же пк-игры могут выглядеть все лучше и лучше со временем, хотя бы за счет того, что в будущем все больше игроков смогут позволить себе выставлять максимальные настройки в стареющих играх, а графические моды еще и напрямую улучшат картинку, если и не дотягивая графику до свежих ААА-релизов, то хотя бы значительно освежая впечатления текстурами высокого разрешения и современными эффектами постобработки.
И кому от этого хуже? Любая консоль будет снята с производства, любое железо рано или поздно откажет, и не останется ничего, кроме порта на ПК или эмулятора на ПК, как единственной возможности поиграть.
Ну и конечно, пека рулит. Тут без вариантов.