Я люблю оригинальную Life is Strange. При всех своих грустных концовках при любом раскладе, игра вышла очень уютной и душевной. Для бородатых геймеров от 25 и старше, LiS стала своего рода Guilty Pleasure для взрослых дядей 25-30 лет - вот вроде и годная вещь, а вроде и про девочек, которые разве что в любви друг к другу не признаются - история про очень крепкую девичью дружбу получилась настолько успешной, что французам из Dontnod Entertainment пришлось заказывать у американцев разработку приквела - без сверхъестественных способностей, но про все ту же девичью дружбу и подростковые проблемы. Before the Storm тоже неплохо выстрелила, и сиквел так и напрашивался.
В начале 2018 года состоялся долгожданный анонс. Честно говоря, я ожидал какое-то продолжение с девушками в главных ролях, с загадочными суперспособностями, с полноценной прогулкой по Аркадии Бэй (ну или ее руинам). Нас кормили непонятными тизерами-трейлерами, на которых происходило невесть что, а потом просто а лоб показали всю “суть” - два парня-мексиканца - Шон и Дэниель, которые по неудачному стечению обстоятельств становятся заложниками непреднамеренного убийства из-за суперсилы младшего брата. Оба Диаса не нашли ничего лучше, как бежать с места происшествия, пускаясь во все тяжкие, попутно попав в розыск по штатам.
Сложно на полном серьезе смотреть на то, как братья, будучи в розыске, без копейки в кармане, ищут приключения на свои задницы, и таки находят их. Игра довольно быстро намекает посыл - “расизм - плохо! Толерантность - хорошо!”. Разработчики хотели вызвать сочувствие к персонажам - но у них это не вышло. Оба главных героя не вызывают совершенно никакого сочувствия. Они постоянно ноют, не могут дать сдачи обидчику, и вообще, ведут себя как тряпки. Но главное, они сами не понимают, чего они хотят: вроде бы хотят свалить в Мексику, но при этом заявляют, что США - это и их страна тоже. Уже в финале младший Дениэль говорит о том, что он не понимает, что они будут в Мексике делать, ведь он даже не знает испанского языка.
К слову, о толерантности. Почти все мужские персонажи здесь геи. С одним из них даже можно поцеловаться (имея хороший уровень отношений), а в одной из концовок будет намек на продолжение отношений. Да что там - в последнем эпизоде покажут настоящих патриотов - гей-пару, двух мужчин, у которых есть дочь, и вероятно, проблемы с законом. Символично - ЛГБТ-флаг у них висит рядом с флагом США.
Мать Диасов не отстает - она нашла себе подругу, которая, вероятно, лесбиянка. Если Dontnod Entertainment хотели показать проблемы ЛГБТ-сообщества, то у них это не вышло. Вместо этого, французы показали карикатурную зарисовку людей нетрадиционной ориентации.
Многие хвалят именно третий эпизод второго сезона. На мой же взгляд, этот эпизод один из самых бредовых: как минимум потому, что после его начала, создалось стойкое ощущение того, что сценарист в перерыве между 2 и 3 эпизодом находился в диком запое, растеряв сценарий, написанный ранее - просто взяли и начали повествование фактически с рандомного места. Где мы? Кто мы? не ясно. Что за люди вокруг нас? Почему мы в палатке, а вокруг нас ходят девушки с голой грудью? И поверьте - на протяжении всей игры нам так и не дают внятного ответа, как мы оказались в кругу ребят, которые судя по всему, спокойно могут причислить себя к ЛГБТ-сообществу.
Но не только этим “радует” третий эпизод. В нем мы встретим Финна - парня, который любить покурить травки и вообще, за мир во всём мире. Так вот, с Финном можно и поцеловаться, имея хорошие отношения с ним. А есть Кэсседи - девушка, путешествующая вместе с Финном. С ней можно не только поцеловаться, но и переспать. Возможно, даже без каких-либо контрацептивов - ведь ребята находятся в лесу. Да чего уж там - Кэсседи в один момент предложит Шону тату сделать. Да-да, все верно, прямо в лесу, в компании людей с нетрадиционной ориентацией, пришедших черт знает откуда, и без какой-либо минимальной защиты - обычной иглой, которой могли набивать тату и другим людям. Но давайте будем честны: не смотря на то, что игре присудили возрастной рейтинг 18+, все прекрасно понимают, что основная аудитория - как раз-таки подростки от 16 и старше. Тот возраст, в котором многим ребятам не помешают знания о том, что секс с малознакомой девушкой, которая явно не в первый половой контакт вступает, и ведет себя довольно открыто, может быть небезопасен, а ВИЧ легко передается через нестерильную игру, которая могла побывать в теле другого человека. Кто-то скажет, что это всего лишь игра, и дети сейчас умные. Но тут я вижу несостыковочку в основной повестке игры - вроде как нам пытаются сказать, что люди с нетрадиционной ориентацией - это нормально, но при этом начисто игнорируют элементарные правила безопасного полового контакта и гигиены.
Другая проблема, которую Life is Strange 2 пытается показать - расизм. Расисты тут везде, расисты всюду. Расисты крайне ненавидят мексиканцев, коими являются главные герои. Уже в первом же эпизоде Диасы встречают владельца бензоколонки, который обязательно обвинит братьев в воровстве и изобьет их. Да и вообще, по его словам, стена на границе нужна, а то все зло - от мексиканцев! Тогда я не придавал особого значения моменту, который произошел на заправке - и даже посчитал, что проблему расизма надо освещать.
Но как же я ошибался, когда столкнулся с персонажами-расистами далее по сюжету. В одном из моментов к Шону пристанет типичный карикатурный злой реднек, горячо любящий Штаты и против - кого бы вы подумали - мексиканцев, конечно же. Эпизод с издевательствами и избиением подростка вставлен в игру абсолютно нелепо, выглядит нелепо и вызывает огромное желание поскорее удалить игру с жесткого диска и не запускать ее. Впрочем, тем, кто делал эту игру, данного эпизода было мало - братья встретят самоуправцев, которые якобы патрулируют границу, и застрелить ребенка для них - пустяк. Очередные псевдо-патриоты - такие же типичные расисты: им не нравится, что представители мексиканского народа говорят на родном испанском языке, а детей мексиканцев вообще умерщвлять надо. А впрочем, это очередные персонажи, без которых игра ничего не потеряла бы, и не была бы столь карикатурно-отвратительной.
Нет, мне правда интересно - кто писал сценарий для этой глупейшей агитки? Я ни в коем случае не хочу отрицать проблему расизма и дискриминации - она есть. Но так нелепо и похабно изображать расизм - это уметь надо. Тоже самое касается и представления меньшинств - им не сочувствуешь, за них не переживаешь - потому что про них разработчики забыли рассказать. Ведь среди персонажей есть люди с довольно фактурной внешностью, которым можно было задать мощный бэкграунд. Но и этого тут нет. А ведь если вспомнить предыдущую Life is Strange, в которой почти у каждого персонажа была своя история, и за каждого можно было переживать - то LiS 2 в очередной раз кажется пустышкой для поколения снежинок.
А еще игра скучная. В некоторые моменты сценаристу вероятно хотелось передать чувство одиночества, но вышло это крайне скучно. Нас без единого чувства стыда спокойно забрасывают блуждать вдоль трассы, где нет совсем ничего - да, вот просто идите вперед и всё. Интерактив вам нужен? А не много ли вы хотите?
Спорным моментом является и техническая часть. С переездом на новый для серии движок, резко повысились системные требования, автоматически отсекая многих фанатов, проходивших предыдущие игры на слабом железе. И если момент с повышенными системными требованиями спорный, то спорить с фактом наличия багов вообще не приходится. Второй эпизод на момент релиза был крайне сырым, жаловались на него и те, кто играл на консолях. Персонажи могли стоять в Т-позе, анимация персонажей могла ломаться.
А субтитры все еще могут не попадать в тайминг - это касается всех пяти эпизодов. Стоит упомянуть и релиз игры на физических носителях: с этим релизом явно поспешили - в итоге на диск попали лишь четыре эпизода из пяти. На пятый в коробке лежит ключ.
Да, в игре есть и хорошие моменты. Например, младшего брата можно (и нужно) воспитывать - какое воспитание вы ему дадите, таким будет финал. Хотите видеть брата хорошим парнем, который и мухи не обидит? Тогда не стоить поощрять употребление бранных слов, а сверхъестественную силу использовать только в крайних случаях. Хотите видеть брата, который совсем не похож на пай-мальчика? Ну, тогда поощряем все возможные плохие поступки. Хотите, чтобы брат слушался? Выстраивайте доверительные отношения. Вот над системой воспитания французы постарались на славу.
Помимо этого, разработчики уделили больше внимания второстепенным героям. Хоть я и сказал, что местные персонажи - пустышки, у которых мало бэкграунда, но тем не менее, определенные слова и поступки влияют на отношения между этими самыми персонажами и Диасами, а отношения, в свою очередь, влияют на развитие сюжета. Впрочем, влияют они чуть больше, чем в первом сезоне LiS - концовок тут по факту четыре, а не семь, как утверждают разработчики. Лишь одна из концовок может иметь три вариации - она зависит от того, с кем мы будем выстраивать любовные отношения.
Можно похвалить графику: она тут все так же стилизована под комиксы, и она вроде как даже стала лучше. Вместо устаревшего Unreal Engine 3 теперь используется четвертая версия движка. Картинка обрела больше деталей, появились новые графические эффекты. Однако, анимация лиц персонажей все на том же уровне. Местами все те же мертвые взгляды, все та же грубая анимация. И все же, игру хочется бесконечно хвалить за отличную передачу разнообразия американской природы - тут и леса, с их богатой природой, и Гранд-каньон, с его монументальными горами. Безусловно, при виде таких красот, руки так и тянутся щёлкать скриншоты.
А вот локализация - момент спорный. С одной стороны, тут есть обсценная лексика, но проблема в том, что известное слово на букву F на русский можно перевести и более прилично. В некоторых моментах мат в локализации вообще ни к месту, а там, где он пригодился, переведен скромным "чёрт". Но неоспоримый плюс в том, что перевод теперь официальный, и он есть в том числе и на консолях.
Когда я смотрю на все эти плюсы, как-то грустно становится. Ведь в таких проектах сюжет и повествование - одни из главных деталей. И они здесь, увы, сломаны. Повествование местами рваное, а сам сюжет пропитан больной толерантностью.
Иронично, что последний, пятый эпизод Life is Strange 2 вышел на закате десятилетия - десятилетия, через которое красной нитью прошли события, связанные с навязыванием людям непричастным “толерантности” - Gamergate (результат которого - самоубийство одного из тех, кого этот самый gamergate затронул), феминизм (который скорее похож на идиотизм - борьба за права женщин уступила место неадекватному оскорблению всех, кого не лень), борьба представителей ЛГБТ за свои права (по факту - обижание на любую мелочь от чего/кого угодно).
LiS 2 получилось своеобразной выжимкой десятилетия, его кратким пересказом. Если вам нравится оригинальная Life is Strange, и возможно даже приквел Before the Storm - второй сезон про братьев, которые так хотят свалить в Мексику, будет вам неприятен. Как будто взяли тюбик, в котором находились "толерантность", и со всей дури сжали, выдавив все содержимое прямо мне в рот, да так, что прямо в горло попало, вызывая рвотные рефлексы
Увы, в конечном итоге вышла скучная, глупая, чересчур толерантная история, растерявшаяся логику где-то на стадии планирования самой игры. Вы можете сколько угодно ругать спорные концовки первого сезона, но они не идут ни в какое сравнение со всем вторым сезоном. Особенно учитывая обнадеживающий и уютный тизер The Awesome Adventures of Captain Spirit на тему детских фантазий о других мирах и суперсиле - как же хотелось видеть весь второй сезон таким - по-детски наивным и уютным… но увы, не вышло.
Шутя, я спрашиваю самого себя - почему в Life is Strange 2 нет транссексуалов? Нет в LiS 2 - будут в Tell Me Why - следующей эпизодической игре от Dontnod Entertanment. Мужайтесь!
Плюсы
- Красивая графика;
- Внимание к деталям;
- Продуманная система развития отношений между персонажами, возможность воспитывать младшего брата.
Минусы
- Сюжет - псевдотоллерантная пустышка, без раскрытия показанных проблем;
- Пустые персонажи без бэкграунда;
- Дыры в сюжете;
- Местами слишком скучный геймплей.