Цитата
Накануне президентских выборов в России газеты The Guardian и The New York Times опубликовали расследования про деятельность британской компании Cambridge Analytica, с которой сотрудничал штаб Дональда Трампа накануне выборов 2016 года. По данным изданий, Cambridge Analytica через онлайн-тест собрала информацию о 50 млн пользователей Facebook и использовала полученные профили для политической рекламы.
...
К середине марта турецкая Teknasyon, создатель GetContact и партнер сотового оператора Turkcell, собрала по всему миру более 3,5 млрд номеров с именами владельцев, указано на сайте приложения. Согласно пользовательскому соглашению эти данные разработчики могли использовать в маркетинговых целях или передавать третьим лицам (1 марта из документа исключили такую возможность).
...
Например, на начало марта 2018 года на Avito.ru работали шесть уникальных трекеров, на HH.ru — семь, на Gismeteo — девять, трекеры были в личных кабинетах нескольких крупных банков, в картотеке арбитражных судов, на страницах министерств и силовых ведомств. Самым популярным «жучком», получающим информацию о поведении пользователей, в Рунете является сервис веб-аналитики «Яндекс.Метрика»: по данным Ghostery, он работает на 52% всех сайтов. На втором месте — трекеры Mail.Ru Group (42%), на третьем — счетчик посетителей Liveinternet (почти 40%).
...
Cookies дают не только возможность создать портрет человека для показа ему рекламы. С лета 2017 года московская компания Reffection оказывает услугу под названием «ретаргетинг в звонок». На сайте заказчика устанавливается невидимый код, собирающий информацию обо всех посетителях, потом Reffection через свою платформу данных мэтчит cookies с номерами телефонов реальных людей, рассказал журналу РБК исполнительный директор компании Шариф Одинаев. Затем оператор звонит «пойманному» клиенту и в случае его согласия связывает с отделом продаж заказчика, среди которых есть крупные московские застройщики и автодилеры. Поставщиками связки «cookies плюс телефон» выступают агрегаторы купонов и скидок, говорит Одинаев.
...
«Охотный Ряд» — 734 тыс. человек, «Авиапарк» — 665 тыс., «Мега Химки» — 602 тыс., «Европейский» — 1,3 млн, «Галерея» — 900 тыс., «Мега Дыбенко» — 440 тыс. Это списки постоянных посетителей московских и петербургских торговых центров, загруженные компанией «НПО «Аналитика» в платформу myTarget для открутки рекламы в интернете. «Аналитика» — одна из нескольких компаний на рынке, которые «ловят» людей в торговых центрах, автосалонах, кафе.
...
Функция поиска Wi-Fi включена примерно на 70% всех телефонов, из этой группы в 70% случаев удается установить настоящий mac-адрес, говорит директор фирмы HotWiFi Дмитрий Степаненко (портфельный стартап Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). HotWiFi начинал с услуги по обеспечению доступа к Wi-Fi для малого и среднего бизнеса, компания уже оборудовала по стране более 3 тыс. точек, в основном в кафе и ресторанах, рассказывает Степаненко. Для получения доступа к Wi-Fi пользователь авторизуется через телефон и соцсети, эта информация остается у владельца точки, в том числе для дальнейшего таргетирования рекламы в интернете. Например, HotWiFi помогла сети «Додо Пицца» собрать информацию о 200 тыс. клиентов.
...
Из ретейлеров на рынок данных официально вышла X5 Retail Group, в конце 2017 года объявив о сотрудничестве с платформой myTarget. Пользователи платформы Mail.Ru Group уже могут таргетировать рекламу на тех, кто покупал определенные продукты и, например, предъявлял карту лояльности. Среди доступных сегментов: владельцы посудомоечных машин (280 тыс. человек) или покупатели премиальных сигарет (1,4 млн). Корреспондент журнала РБК зарегистрировался в myTarget и отправил заявку на построение сегмента «покупатели кефира в Москве». Менеджер X5 Retail Group в ответе подтвердил готовность построить такую аудиторию. В самом холдинге X5 сообщили, что уже доступно более 1 тыс. сегментов, за последние полгода было проведено более 20 рекламных кампаний с их использованием.
...
Рассылка по базе ведется тем абонентам, у которых в договоре есть пункт о согласии получать рекламные сообщения от операторов. Сейчас таких примерно 80% от общей базы, утверждает Якубович. Список получателей рекламных сообщений формируется на основании «таргетов». К примеру, у «МегаФона» их 11, указано в коммерческом предложении оператора: возраст и пол, средний размер счета за мобильную связь, операционная система телефона, интересы в интернете, конкретные адреса. Количество клиентов этой услуги растет на 20% ежемесячно, рассказали в пресс-службе оператора.
...
К середине марта турецкая Teknasyon, создатель GetContact и партнер сотового оператора Turkcell, собрала по всему миру более 3,5 млрд номеров с именами владельцев, указано на сайте приложения. Согласно пользовательскому соглашению эти данные разработчики могли использовать в маркетинговых целях или передавать третьим лицам (1 марта из документа исключили такую возможность).
...
Например, на начало марта 2018 года на Avito.ru работали шесть уникальных трекеров, на HH.ru — семь, на Gismeteo — девять, трекеры были в личных кабинетах нескольких крупных банков, в картотеке арбитражных судов, на страницах министерств и силовых ведомств. Самым популярным «жучком», получающим информацию о поведении пользователей, в Рунете является сервис веб-аналитики «Яндекс.Метрика»: по данным Ghostery, он работает на 52% всех сайтов. На втором месте — трекеры Mail.Ru Group (42%), на третьем — счетчик посетителей Liveinternet (почти 40%).
...
Cookies дают не только возможность создать портрет человека для показа ему рекламы. С лета 2017 года московская компания Reffection оказывает услугу под названием «ретаргетинг в звонок». На сайте заказчика устанавливается невидимый код, собирающий информацию обо всех посетителях, потом Reffection через свою платформу данных мэтчит cookies с номерами телефонов реальных людей, рассказал журналу РБК исполнительный директор компании Шариф Одинаев. Затем оператор звонит «пойманному» клиенту и в случае его согласия связывает с отделом продаж заказчика, среди которых есть крупные московские застройщики и автодилеры. Поставщиками связки «cookies плюс телефон» выступают агрегаторы купонов и скидок, говорит Одинаев.
...
«Охотный Ряд» — 734 тыс. человек, «Авиапарк» — 665 тыс., «Мега Химки» — 602 тыс., «Европейский» — 1,3 млн, «Галерея» — 900 тыс., «Мега Дыбенко» — 440 тыс. Это списки постоянных посетителей московских и петербургских торговых центров, загруженные компанией «НПО «Аналитика» в платформу myTarget для открутки рекламы в интернете. «Аналитика» — одна из нескольких компаний на рынке, которые «ловят» людей в торговых центрах, автосалонах, кафе.
...
Функция поиска Wi-Fi включена примерно на 70% всех телефонов, из этой группы в 70% случаев удается установить настоящий mac-адрес, говорит директор фирмы HotWiFi Дмитрий Степаненко (портфельный стартап Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). HotWiFi начинал с услуги по обеспечению доступа к Wi-Fi для малого и среднего бизнеса, компания уже оборудовала по стране более 3 тыс. точек, в основном в кафе и ресторанах, рассказывает Степаненко. Для получения доступа к Wi-Fi пользователь авторизуется через телефон и соцсети, эта информация остается у владельца точки, в том числе для дальнейшего таргетирования рекламы в интернете. Например, HotWiFi помогла сети «Додо Пицца» собрать информацию о 200 тыс. клиентов.
...
Из ретейлеров на рынок данных официально вышла X5 Retail Group, в конце 2017 года объявив о сотрудничестве с платформой myTarget. Пользователи платформы Mail.Ru Group уже могут таргетировать рекламу на тех, кто покупал определенные продукты и, например, предъявлял карту лояльности. Среди доступных сегментов: владельцы посудомоечных машин (280 тыс. человек) или покупатели премиальных сигарет (1,4 млн). Корреспондент журнала РБК зарегистрировался в myTarget и отправил заявку на построение сегмента «покупатели кефира в Москве». Менеджер X5 Retail Group в ответе подтвердил готовность построить такую аудиторию. В самом холдинге X5 сообщили, что уже доступно более 1 тыс. сегментов, за последние полгода было проведено более 20 рекламных кампаний с их использованием.
...
Рассылка по базе ведется тем абонентам, у которых в договоре есть пункт о согласии получать рекламные сообщения от операторов. Сейчас таких примерно 80% от общей базы, утверждает Якубович. Список получателей рекламных сообщений формируется на основании «таргетов». К примеру, у «МегаФона» их 11, указано в коммерческом предложении оператора: возраст и пол, средний размер счета за мобильную связь, операционная система телефона, интересы в интернете, конкретные адреса. Количество клиентов этой услуги растет на 20% ежемесячно, рассказали в пресс-службе оператора.
Цитата
В 2017-м Mail.Ru Group подписала договор со Сбербанком стоимостью свыше полумиллиарда рублей, но какая-либо документация на портале госзакупок отсутствует. В Сбербанке сообщили, что холдинг «оказывает услуги по анализу данных», их результаты «используются для лучшего понимания потребностей клиента». В Mail.Ru Group добавили, что этот анализ осуществляется «с использованием математических моделей, построенных с помощью методов машинного обучения».
...
Наконец, банки работают с компаниями, специализирующимися на сборе и систематизации информации из соцсетей без установки трекеров (data mining): у крупнейшего представителя этого сегмента, компании «Дабл Дата», — 24 партнера из числа крупнейших финансовых организаций, рассказал директор компании Максим Гинжук. Скоринг — не единственное применение технологии data mining, собранные роботами данные также используются для построения клиентских портретов и даже для надзора за детьми.
Осенью 2017-го московская компания Social Data Hub, специализирующаяся на сборе информации из соцсетей, запустила сервис «Родительская опека»: всего за 150 руб. в месяц можно получать предупреждение, не начал ли ваш ребенок писать посты экстремистского содержания или не вступил ли в группы с запрещенным контентом. Сервис вызвал бурное обсуждение в соцсетях, но по состоянию на февраль 2018-го у него уже было около 30 тыс. клиентов, рассказал журналу РБК основатель Social Data Hub Артур Хачуян.
...
В Instam не ответили на запрос журнала РБК, идет ли речь об информационных СМС, но сразу три игрока на рынке данных рассказали, что ряд технологических платформ по рассылке коротких сообщений предоставляет услугу по аналитике платежеспособности клиента на основе получаемых им СМС. Но используются такие сервисы не в рекламе, а в скоринге — второй по популярности сфере применения пользовательских данных. На нее, по мнению руководителя удостоверяющего сервиса IDX Светланы Беловой, приходится 30% потенциальных покупателей информации о гражданах.
...
При этом крупные держатели данных только наращивают свои возможности, выстраивая сотрудничество по принципу общего акционера. Так, Mail.Ru Group обменивается обезличенными данными с «МегаФоном», рассказали журналу РБК два игрока рынка и подтвердил участник последней телеконференции холдинга для инвесторов, посвященной выходу отчетности по МСФО за 2017 год. «Ничего не отдают, только обогащают свои сегменты», — пересказал он слова представителей холдинга. В «МегаФоне» и Mail.Ru Group не прокомментировали эту информацию. («МегаФон», основным акционером которого является USM Group Алишера Усманова и его партнеров, владеет 15,2% Mail.Ru Group.)
...
Наконец, банки работают с компаниями, специализирующимися на сборе и систематизации информации из соцсетей без установки трекеров (data mining): у крупнейшего представителя этого сегмента, компании «Дабл Дата», — 24 партнера из числа крупнейших финансовых организаций, рассказал директор компании Максим Гинжук. Скоринг — не единственное применение технологии data mining, собранные роботами данные также используются для построения клиентских портретов и даже для надзора за детьми.
Осенью 2017-го московская компания Social Data Hub, специализирующаяся на сборе информации из соцсетей, запустила сервис «Родительская опека»: всего за 150 руб. в месяц можно получать предупреждение, не начал ли ваш ребенок писать посты экстремистского содержания или не вступил ли в группы с запрещенным контентом. Сервис вызвал бурное обсуждение в соцсетях, но по состоянию на февраль 2018-го у него уже было около 30 тыс. клиентов, рассказал журналу РБК основатель Social Data Hub Артур Хачуян.
...
В Instam не ответили на запрос журнала РБК, идет ли речь об информационных СМС, но сразу три игрока на рынке данных рассказали, что ряд технологических платформ по рассылке коротких сообщений предоставляет услугу по аналитике платежеспособности клиента на основе получаемых им СМС. Но используются такие сервисы не в рекламе, а в скоринге — второй по популярности сфере применения пользовательских данных. На нее, по мнению руководителя удостоверяющего сервиса IDX Светланы Беловой, приходится 30% потенциальных покупателей информации о гражданах.
...
При этом крупные держатели данных только наращивают свои возможности, выстраивая сотрудничество по принципу общего акционера. Так, Mail.Ru Group обменивается обезличенными данными с «МегаФоном», рассказали журналу РБК два игрока рынка и подтвердил участник последней телеконференции холдинга для инвесторов, посвященной выходу отчетности по МСФО за 2017 год. «Ничего не отдают, только обогащают свои сегменты», — пересказал он слова представителей холдинга. В «МегаФоне» и Mail.Ru Group не прокомментировали эту информацию. («МегаФон», основным акционером которого является USM Group Алишера Усманова и его партнеров, владеет 15,2% Mail.Ru Group.)
Ну и в конце расследование Channel 4 и The Guardian по Cambridge Analytica о манипуляции общественным мнением и