Вы попали на страницу самого субъективного обзора Kingdom Come: Deliverance. Чтобы лучше ассоциировать свои вкусы с моими и понимать почему я сказал именно так, а не иначе, предлагаю ознакомиться с краткой выдержкой:

Основные характеристики:
  • люблю хардкор без задротства;
  • страдаю манчкинизмом;
  • по-настоящему люблю очень мало ролевок.

Последние ролевки в которые играл:
  • Deus Ex: Mankind Divided;
  • Witcher 3: Wild Hunt.

А теперь после краткого брифинга, с которым вы ознакомились (нет), предлагаю перейти непосредственно к размышлениям об игре. Хлеб она или нéхлеб.


Все три года разработки на фоне постоянных дневников разработчиков, я был как в вакууме: слышал об игре очень редко и очень. Все что я знал, когда запускал игру: сделали Чехи, средневековье без магии, реализм. И вот запустил я игру первый раз и сразу повеяло отголосками старых ролевок или даже, скорее, настолок-ролевок. У тебя в меню просто куча вкладок, а в них еще большая куча разных данных и переменных, но если это все дело вовремя закрыть, то в первые несколько часов игра тебя проведет по всем аспектам, и ты даже не вспомнишь, какой отталкивающей она была изначально.




Перед тобой открывается целая вселенная возможностей. Простой тому пример, обыденный для большой части ролевых игр — красноречие. Тут оно тоже есть и прокачивается просто благодаря общению с другими NPC, однако к нему можно прибавить еще возможность запугивать человека в разговоре с помощью массивности и эпичности своих доспехов, а если еще запачкать их кровью супостата, то эффект неплохо так усиливается. Или, скажем, нужно поговорить с другим воякой, который явно комфортнее себя чувствует в убер латах и с цвайхандером, да и язык у него подвешен лучше - не беда, можно прикинуться знатью в разговоре, если ты одет с иголки и не запачкал одежду в грязи. Плюс к этому в некоторых диалогах есть спец реплики в зависимости от ситуации, например, если ты на коне. И напоследок про диалоговую систему: всех этих реплик убеждения может быть по несколько в одном диалоге и от того, как ты слушал собеседника и насколько подходящую реплику выбрал и будет определен исход твоего диалога.



Перейдем к прокачке. Как в любой уважающей себя ролевой игре в Kingdom Come: Deliverance есть несколько ветвей, или вернее будет сказать направлений развития, так как никто не ограничивает тебя в направлении раскачки. Хочешь улучшать свою социальную инженерию - общайся, если же ты прирожденный мастер кинжала и плаща - развивайся и в этом направлении тоже, главное, чтобы было время и желание. Если открыть все выпадашки со способностями, то навыков наберётся на небольшой рассказ. Все они прокачиваются, внезапно, довольно реалистично: используешь - улучшаешь. Это справедливо к большим категориям, например, ловкость, выносливость, скрытность и т.д. В каждой категории есть нехилые бонусы, которые можно прокачивать каждые четыре уровня родительского навыка. Они очень неплохо помогают разбавлять многие аспекты игрового процесса.


Для всех родительских категорий есть мастера, которые готовы тебя обучить за вознаграждение. Можно обучиться до четырех раз в каждой из категорий. Каждое предложение от мастера отличается стоимостью и количеством уровней, которые ты получишь.

С одной стороны возникнет резонный вопрос: зачем тратить гроши, валюта в игре, если все и так прокачивается от обычного использования. Ответ очень простой: как и в жизни, далеко не всему можно научиться без инструкций, хочу напомнить в 1403 году Википедии не было. Да, ты можешь купить книгу, открыть ее и… ничего не понять. Тебя отец кузнец просто не научил грамоте, потому что и сам читать не умеет ни на латыни ни на чешском языке. Даже те умения, которыми можно пользоваться без подготовки, могут вызвать сильное жжение в области поясницы. Например стрельба из лука. Натянуть то можно, но попасть хотя бы с трехсот метров в стог сена не факт что получится. Вот и думай, отдать кровные деньги или страдать и пытаться попадать без прокачки. Выбор за тобой.

Что обычно делают в ролевых играх, когда на тебя нападает противник, особенно похожий на предыдущего? Ты говоришь себе “дайте два”! Тут же, как правило, ты смотришь чтобы у персонажа во время бега не закончилась выносливость. Потому что все, за исключением оборванцев, которые грабят женщин, могут без труда вломить тебе, если ты будешь недостаточно хорошо подготовлен к бою. Сам боевой процесс поставлен довольно интересно: у игрока есть на выбор пять направлений рубящей атаки и одна колющая, блок, парирование и уворот. Все из перечисленного, кроме удачного парирования, требует затрат выносливости и точного соблюдения тайминга. Если начать делать маневр раньше времени, то противник сможет сориентироваться и увернуться, или не дать увернуться тебе. После окончания сражения ты получаешь удовольствие схожее с удовольствием от серии игр Dark Souls, но ради справедливости стоит отметить, тут тебя все равно так сильно не наказывают за ошибки, особенно если ты в новенькой тяжелой броне. В боевой системе учитывается куча факторов, самые очевидные это противостояние типа брони и типа урона от оружия. В это интересно играть, но есть пару неприятных мелочей, которые вызвали у меня смешанные чувства. Первое это иной раз странное поведение камеры, неудачное переключение или расфокусировка цели, а второе это то, что в угоду реализму доспехи могут перекрывать видимость из камеры игрока, из-за этого куда сложнее следить за движением меча противника.



Также хорошая защита требует жертв, не получится совмещать крепкую броню и меч со щитом с желанием быть вором и пронырой. Как и в реальной жизни твоя бляшанка издает много шума, и при наличии тяжелого доспеха даже к глухому не получится подкрасться незаметно.

Мир и красоты воссозданной Богемии не поражают воображения и не будоражат умы. Да, все хорошо, но ровно настолько, чтобы выглядело пристойно после 3х лет разработки. Конечно почти сразу бодрые мододелы начали выкручивать ползунки настроек и можно насладиться более качественным и проработанным миром, но кому это нужно, когда мир выглядит таким живым даже без участия игрока. Где бы ты не был, найдется какой-то вид развлечения начиная от симуляции костей и заканчивая схватками с лучшими бойцами, как это было в Ведьмаке, или драка насмерть за честь с бродячим рыцарем. Не говоря уж про уйму других активностей, которые требуют от тебя сноровки иной раз похлеще, чем сама игра.


Пару слов о сюжете. На фоне монархических разногласий и непотребств живет себе обычной жизнью наш протагонист, выполняет поручения для своего отца, который стоит на службе у пана при дворе, и у них есть темное прошлое, про которое они случайно упоминают. Каждая линейка квестов построена таким образом, что тебя увлекает обыденность. Тебя не скажут найти и развалить логово бандитов, а отправят выбить долг из алкаша, а потом на эти деньги купить угля для печи и пива холодного прихватить, только обязательно холодного. А в процессе ты поймешь, что у тебя не хватает на всё денег и тебе нужно как-то изворачиваться. Никто не ограничивает, что и как ты сделаешь. Договорись, убей, укради, или продай последнюю рубаху. Этим и завораживает местная история. Она подана через призму истории и обыденность, но сейчас, в эпоху помпезных ролевых игр, выглядит свежо и привлекательно.



Итог

Не стоит сравнивать Kingdom Come: Deliverance с другими играми последних и не только лет. Да, в ней можно найти некоторые сходства механик и идей из других игр, но это как обвинить S.T.A.L.K.E.R. в том, что там можно стрелять. Не стоит забывать, что помимо схожих идей в игре есть целый ворох новых механик и плюшек, которые были реализованы в других играх недостаточно проработано или не были реализованы вовсе. Чтобы понять игру нужно откинуть все мысли о других тайтлах и просто отдаться волнам хардкора и повествования о чудесной Богемии 1403 года н.э.

Плюсы
- часть технических аспектов, например, освещение;
- боевая система работающая по принципу "большой риск - большая награда";
- средневековый сеттинг с достоверными фактами;
- свобода отыгрыша роли, никто и никогда тебе ничего не запретит, но наказать смогут.

Минусы
- большое засилье багов при релизе игры.