Япония - страна с очень богатым фольклором и историей. Веками складывались легенды о самых разных существах, передаваясь из уст в уста. из книги в книгу. А конец 20 - начало 21 века дали новый виток развития в пересказе классических мифов и легенд Японии - аниме, манга, видеоигры. У японцев на подсознательном уровне имеется тяга к распространению своей же культуры среди новых поколений - и это просто здорово. Но есть у японской мифологии своя отличительная от мифологий других стран черта - ёкаи. Ёкаи - это просто огромный бестиарий из сотен духов и демонов, некоторые из которых заимствованы у западной мифологии, но приобретшие иную внешность и повадки в Японии. Каждый Ёкай уникален, и в стране восходящего солнца им отведена огромная роль. Там они являются хранителями очага, сопутствуют удаче и вообще являются чуть ли не ангелами-хранителями. Тут нужно сделать уточнение - отношение японцев к религии - несерьезное. Традиционные синтоистские фестивали скорее являются данью традициям, а пресловутые йокаи - вполне могут быть каким-нибудь местным божеством. Конечно, все это относится только к добрым йокаям - ведь есть и злые духи, которых надо остерегаться. Так что у японцев есть свои приметы на этот счет. А есть и нейтральные духи - как к ним относится человек - так и они в ответ будут поступать - все честно.


Takiyasha the Witch and the Skeleton Spectre, 1844 г, Утагава Куниёси


Йокаи в контексте видеоигр - явление не такое уж и редкое, однако, до Запада проекты с тематикой японского фольклора добираются крайне не частно. Пожалуй, самым популярным и известным примером на сегодняшний день является серия Yokai Watch, выходящая на портативных консолях Nintendo 3DS, имеющая огромную фан-базу по всему миру и является конкурентом мегапопулярной франшизе Pokemon. Yokai Watch стала популярной благодаря своему простому, аддиктивному геймплею, а также милым и запоминающимся персонажам - в Японии полки магазинов буквально ломятся от стаффа по играм этой серии, еще и аниме одноименное есть.


Потусторонние сущности в Yokai Watch не выглядят устрашающе - ведь франшиза делалась с расчетом на геймеров любого возраста.


Затем идет менее известная, но тоже довольно популярная франшиза, имеющая несколько подсерий - Shin Megami Tensei. “Мегатен”, как его зовут фанаты, имеет куда более высокий возрастной рейтинг - тут демоны показаны куда более жестокими, порой, циничными существами. Однако, игроку их придется заманивать на свою сторону, а порой - скрещивать, дабы демоны получали новые способности.


Демоны в Shin Megami Tensei: Devil Summoner - Soul Hackers - жестоки и циничны, но общаться с ними все равно надо.


Наименее известной, и при этом, очень красивой, является Muramasa: Demon Blade. В игре есть интересный сюжет, невероятной красоты пейзажи и многочисленные битвы с ордами демонов на пути. Выглядит игра, словно нарисованная на холсте (особенно, если играть в порт для PS Vita, который называется Muramasa Rebirth - OLED - экран первой модели консоли способен подарить непередаваемые ощущения от игры, а перевод, в сравнении с Wii-версией стал куда более богаче - если у вас бедные знания английского, в словарь придется заглядывать довольно часто).


Если бы не элементы интерфейса, то можно было бы предположить, что перед нами - гравюра в стиле укиё-э.


Yomawari: Night Alone

Хоть японский фольклор во многих аспектах сложно понять человеку с запада, ибо нужно знать историю самой Японии и её традиции, многим все равно хочется прикоснуться к мифологии далекой страны, которая по праву является одной из самых разнообразных и интересных в мире. Для таких людей, Nippon Ichi Software, студия с большим багажом игр, разработанных ранее (самой известной франшизой у них является Disgaea - тактическая jRPG), сделала аж две игры, в которых сумели вложить два противоположных понятия - игры одновременно очень мило выглядят и очень пугают.

Аккурат под Хэллоуинскую ночь, 29 октября 2015 года, в Японии вышла Yomawari - тогда еще эксклюзивно для Playstation Vita. Ровно год проект оставался эксклюзивом для японского рынка, и шанс на западный релиз был не велик. Однако, стараниями Nis America игра получила западный релиз, да еще и не только на портативную консоль от Sony, но и на ПК в Steam, дабы расширить аудиторию на Западном рынке - Vita здесь не так популярна, как в Японии.

Релиз было за что ругать - к примеру, на старте продаж в Steam имелись проблемы со стабильностью игры, поддерживался запуск только на железе с поддержкой DirectX 11 и выше (поддержку более старого, но все еще актуального API добавили только в феврале этого года с очередным обновлением).

Однако, в сравнении с тем, чем может похвастаться сама игра, техническая реализация - то, на что можно закрыть глаза. Игра прекрасна сама по себе. Вы же можете себе представить Silent Hill, в котором главным героем будет маленькая девочка, а врагами станут призраки? Что же, Yomawari в полной мере поможет вам с этим.

У игры простая, и одновременно глупейшая завязка: главная героиня, гуляя с собачкой по проезжей части (!), вдруг решает кинуть камешек прямо под колеса машины, дабы собачка его поймала. Последствия вполне предсказуемы - собачка сбита, героиня идет домой, говоря сестре, что собачка пропала. Сестра верит, уходит на поиски питомца, и не возвращается домой. Нам же остается лишь отправиться на ночные поиски сестры и собачки, собирая на улице “улики”, вещи. которые принадлежат тем. кого ищем. По канонам жанра, нам будут всячески мешать с поисками враги, коими тут выступают различные йокаи - каноничные японские духи, коих фольклор насчитывает огромное множество. Духи будут большими и маленькими - но оружия против них нет - в руках девочки лишь фонарик, освещающий дорогу в ночном городе. Так что единственное, что нам остается - все время уворачиваться от врагов. Лайфбара, кстати, тут нет - единственное столкновение с призраком равно смерти.



После очередной неудачи (умирать тут придется ой как часто), игрок окажется у ближайшей статуи Джизо, которой совершили подношение, в виде одной десятииеновой монеты, которые валяются на улице, и их можно (и нужно) собирать. При этом, весь инвентарь сохраняется, и вновь идти за необходимым предметом нет необходимости - если вы его успели взять до встречи с Йокаем - предмет останется в инвентаре.

А вот статуи способны ввести в ступор: при очередном подношении появляется надпись, оповещающая о том, что “игра сохранена”, однако, это не так - если после этого выйти из игры, вы начнете проходить ее после того сохранения, которое сделали, будучи дома - это единственная рабочая точка сохранения во всей игре. Ближе к концу игры данный недочет будет сильно мешать прохождению - некоторые моменты в геймплее бесят так, что игру хочется выключить, и заняться чем-то другим, дабы перевести дух - но не выйдет, ведь сохранения у статуй не работают! Вероятно, разработчики просто не удосужились доделать игру для реалий ПК-гейминга - ведь портативную консоль попросту можно перевести в режим сна, не выключая ее, тем самым, необходимость в сохранениях частично отпадает.



Вместо лайфбара здесь кстати есть кое-что более интересное - шкала бега, которая не только показывает, насколько устала героиня при беге, но и отслеживает ее сердцебиение. При приближении к призраку, шкала краснеет и начинает биться, а девочка устает намного быстрее, что приближает шансы к столкновению с врагом. К слову, на дороге будут валяться камешки, и их тоже можно собирать. Нужны они для отвлечения призраков, однако, на практике игрок вряд ли будет их использовать - эффекта от них никакого.

И даже такой досадный недостаток не способен помешать очевидному плюсу игры - ее атмосфере. За ее милым дизайном скрывается поистине мрачная и гнетущая атмосфера ночного города, наполненная духами из потустороннего мира. Нагнетают и звуки - они буквально давят на игрока. А от внезапных появлений врагов вполне можно и обделаться - эффект неожиданности присутствует в полной мере. Внешность у игры тоже не подкачала - нарисованные вручную локации и персонажи выглядят здорово, в каждый элемент хочется всматриваться. Разве что детализация не радует - ведь изначально Yomawari вышла на портативную консоль, разрешение экрана которое менее стандартного HD.

Другой недостаток игры - управление. Здесь можно ходить строго в восьми направлениях, Плавности в движении тут нет. Это сильно затрудняет прохождение некоторых моментов. где требуется более точное управления для того, чтобы уворачиваться от врагов. Ну и последний недостаток - мало разнообразия. Нет, это совсем не значит, что игра скучная и неинтересная - очень даже наоборот. Однако, имея такой богатый фольклор, тех же йокаев могло бы быть куда больше. Однако, в игре все же есть такой сюжетный поворот, который многим может показаться некой отсылкой ко вселенной Silent Hill, с ее параллельным миром.



Yomawari: Night Alone получилась красивой, интересной и необычной игрой, но не обделенная досадными недостатками, которых могло бы и не быть, при должном подходе разработчиков. Тут даже сюжет есть - наивный, странный, но он есть. Локализации на русский тут кстати нет, что вполне ожидаемо. Хотя, нужна ли она тут - это спорный вопрос. ибо английский тут совсем простой.

В сухом остатке мы имеем следующее:
+ Атмосферный геймплей - играть действительно страшно
+ Красивая рисованная графика
+ Умело вплетенная японская мифология
- Отсутствие адекватной системы сохранений
- Не совсем удобное управление
- Текстуры могли бы быть чётче

Даже имея недостатки в виде неудобного управления и пожалуй, одной из самых идиотских систем сохранения, игра способна привлечь внимание поклонников хорроров, ибо проект, как минимум, выглядит попросту необычно.