Хатами сказал умную вещь: "Американцы не настолько глупы, чтобы нападать на сильный Иран".
И вправду, Иран далеко не Афганистан и даже не Ирак.
Афганистан после ухода советских войск еще несколько лет сохранял статус государства (благодаря правительственным войскам), но после окончательно превратился в конфедерацию из племенных образований, занимающихся выращиванием конопли, под главенством талибов. Захватить такой ничего не стоило, ведь, в отличие от Советского Союза, американцы воевали не с хорошо обученными, вооруженными и организованными повстанцами, получающими полное довольствование из-за рубежа, а с кучей боевиков на стареньких джипах.
Ирак был более организованым, однако, измотанным десятилетием санкций. Отсюда невозможность покупать серьезное оружие, иметь более боеспособную армию, нормально сотрудничать с другими странами (кому нужен такой союзник). Поэтому и он продержался не более месяца.
Иран, напротив, имеет сильную централизованную власть, обширные контакты за рубежом (в том числе и с Россией), хорошее вооружение и средства на его дополнительную закупку. И даже не запятнал себя нападением на другие страны (Хуссейн-то самонадеяно напал на Кувейт, полагая, что Штаты закроют на это глаза). Т.е. прямое военное вторжение, если и приведет к победе США, то только с большими финансовыми и людскими потерями. Т.е. отделаться несколькими сотнями гробов с американскими солдатами Бушу не удастся.
Поэтому более разумным выглядит экономическая и политическая борьба. Для начала, те же санкции. Экономика Ирана не является достаточно крепкой и нуждается в инвестициях. Западные страны важный элемент в этом уравнении. Их экономический шантаж Ирана будет весьма чувствительным.
Политический штурм предполагает или внешнее давление (окружить страну потенциальными недоброжелателями в лице Ирака, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии и т.д.), или внутреннее (наподобие ситуации с Украиной).
С внешним все понятно: Ирак в ближайшее время по ряду причин таким партнером не станет, остальные страны (Азербайджан, Узбекистан, Пакистан) уже в напряженных отношениях с Ираном. Прежде всего потому, что на своем плече они чувствуют здоровенную и волосатую руку США, от чего возрастают их амбиции и уверенность. Удаленные партнеры, такие как Россия, Франция и Китай для Ирана важны, но полноценно заменить ему лояльных азиатских соседей не в состоянии.
Внутри страны для США открываются более богатые возможности, чем в случае с Хуссейном (там, напомню, он был бессменным и единственным лидером). Но эта слабая сторона Ирана, при взгляде с другой стороны, становится сильной стороной. Богатство политических сил, достаточный для региона уровень демократизации - это и ряд других факторов создали в стране исламское гражданское общество. Общество это, при необходимости, вполне способно сплотиться перед внешней угрозой. Не стоит забывать, что Иран - бывшая Персия и имперские амбиции у нации остались.
Слабость же состоит в том, что при ухудшении экономической обстановки, США проведут операцию, подобную украинской или грузинской. Т.е. очередной Саакашвили добьется власти (вполне возможно, что даже демократическим путем) и отпадет необходимость военного вторжения.
Но Саакашвили (это в скором времени постигнет и Ющенко, только в другой форме) столкнулся с сепаратизмом на национальной почве. А Иран значительно больше Грузии и парой танков "единство страны" не восстановить. Собственно, это еще не удалось и Грузии, если не считать одной маленькой победы (да и то Абашидзе так стойко защищал Аджарию, что в спешке забыл свой домашний зоопарк на растерзание грузинскому спецназу). В Иране, повтороюсь, состав населения качественно и количественно богаче. Кроме основных этнических групп (персы - 30 млн., азербайджанцы - 11 млн., курды - 6 млн.) есть еще много чеченоподобных, в любой момент готовых заявить о суверенитете. Придя к власти полуреволюционным путем, проамериканский лидер, несомненно, столкнется с этой проблемой. Хотя внутренняя целостность Ирана волнует Штаты менее всего