Например, в скайриме все завязано на уровень персонажа. Чем выше уровень, тем сильнее монстры и круче лут, а также лучше ассортимент в магазинах.
В Skyrim еще по-божески. А вот в каком-нибудь Witcher 3 или Dragon Age: Inquisition, вот там да, перегнута палка. Зачищаешь сложную пещеру кое-как, весь довольный из себя такой, собираешь интересный лут, а надеть - нема... Уровень не соответствует. И вот пока докачаешься до этого уровня, так за это время в других пещерах еще круче лут найдешь, который опять надеть из-за требований не можешь.
У меня уже давно есть идея "скиллов"-умений обращаться со снарягой. Можешь сразу напялить тяжёлый комбез с бронёй и химзащитой, но будешь очень неуклюже двигаться, пока персонаж не привыкнет. Лучше сначала напялить обычный столкирский комбез т.к. он проще в использовании - с нулевым скиллом он не будет так мешаться, как экзоскелет.
Тоже самое с оружием - со временем привыкаешь к огнестрелу в целом, но так же качаются скиллы обращения с разными классами оружия. Задрачивал калаш одну игровую неделю, перезвряжаешься за полторы секунды и вмё такое, и потом впервые хапнул bullpup F200, где магазин в прикладе? 4 секунды на перезарядку, пока не привыкнет ГГ
На практике это и будет эрпогэ развитием, но без уровней и перков. Вопрос в том, как сделать такой баланс, чтобы эта фича не раздражала - а то берёшь явно превосходящий вариант снаряги, а он ощущается хуже. Надо как-то выстроить цепочку плавных переходов о простого к сложному и доступно приподнести игроку эиу сисиему. Как вариант, сделать так, чтобы эта система больше поощряла, чем наказывала - задрачиваешь конкретную специализацию и ты в ней специалист. В этом суть RPG.
Многие РПГшные абилки и перки можно выучить и они вполне будут правдоподобны в рамках игрового мира, и даже в реальности.
Начиная с ношения костюма - опытный инструктор покажет, как и где затягивать ремешки с лямками, чтобы все плотно сидело, а химзащита на пропускала заразу внутрь костюма. Покажет, как двигаться, и все такое.
По обращение с оружием - здесь тоже можно показать правильные техники, чтобы стрелку оставалось только их отработать.
Поиск артефактов - как частоты подстраивать на детекторе, или сам детектор крутить по трем осям, чтобы попасть в поляризацию волн артефакта, и все такое.
В общем схема такая. Учитель показывает скилл - ты получаешь такой же скил с 0% практики. По ходу игры практикуешься, пока шкала не дойдет до 100%, и открывается возможность выучить что-то новое. в той же области.
Самому хотя бы некоторые вещи уж точно нереально выучить - взять тот же экзоскелет. Пока тебе не покажут, что там как собрать и куда что подключить, сам хрен разберешься. Или вобще сервоприводы на 146% включишь, что тебя костюм в баранку скрутит, переломав суставы и хребет.
Ну или у химзащиты если есть активная система переключения между воздушными фильтрами - не включишь фильтр едких газов при надобности - всю систему сожжет кислотными парами.
Это все утрированые примеры, я лишь хочу показать, что хотя бы иногда надо обучаться у инструктора, а потом практика.