Неудачная попытка монетизации модификаций к играм в цифровом сервисе Steam — не первая в своём роде. В недавней беседе с ресурсом GamesIndustry International знаменитый американский геймдизайнер и программист Джон Ромеро (John Romero), один из создателей Quake, Doom и Wolfenstein 3D, рассказал, что студия id Software рассматривала возможность введения программы платного пользовательского контента ещё в 1995 году. В отличие от Valve, которая предложила оплачивать труд разработчиков модов самим игрокам, компания намеревалась делать это сама.



«Я всегда считал, что создатели модификаций должны иметь возможность получать вознаграждение за свою работу, — сказал Ромеро. — В 1995 году, когда мы занимались разработкой Quake, у нас появилась идея создания компании под названием id Net. По нашей задумке, она должна была стать своеобразным порталом, на который пользователи могли бы заходить, чтобы играть в моды, разработанные другими геймерами».

«Мы собирались курировать этой сайт, самостоятельно отбирать лучшие работы и выплачивать их авторам суммы в зависимости от трафика, который привлекал их контент, — продолжил разработчик. — Мы хотели организовать ресурс таким образом, чтобы, зайдя на сайт, пользователи оказывались в большой локации, похожей на замок, с множеством дверей-порталов и указателей, помогающих ориентироваться в этом пространстве».

От этой идеи коллективу пришлось отказаться, поскольку разработка оригинальной Quake требовала полного сосредоточения. Впоследствии id Software так и не вернулась к этой концепции, но Ромеро, по его словам, до сих пор верит в неё и считает платные модификации правильным решением. «[В игровых компаниях сотрудники получают деньги за свою работу], так почему же непрофессионалы должны трудиться на иных условиях?» — добавил он.



Quake — одна из тех игр, благодаря которым модификации приобрели столь большое значение для игровой индустрии. В сентябре 1996 года австралийцы Робин Уокер (Robin Walker), Джон Кук (John Cook) и Ян Кофли (Ian Caughley) создали для неё онлайновый мод Team Fortress, который спустя одиннадцать лет получил продолжение в виде условно-бесплатной игры от Valve. Team Fortress 2 до сих пор остаётся одним из важнейших проектов компании: наряду с Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive (история которых также восходит к модификациям) шутер не покидает верхнюю пятёрку игр Steam с наибольшим количеством одновременно присутствующих в них пользователей.

Мнение Ромеро разделяют и другие деятели игровой индустрии, в том числе создатель Garry’s Mod Гэрри Ньюман (Garry Newman). По его словам, появление платной версии его известного мода к шутеру Half-Life 2 некогда также вызвало бурную негативную реакцию игроков, однако поняв, что она существенно отличается от бесплатной в лучшую сторону, многие из них «успокоились». Впрочем, условия разделения дохода (авторам модификаций полагалось лишь 25 % выручки) Ньюман, как и большинство высказавших своё мнение на этот счёт, назвал нечестными.

Платные модификации к ролевой игре The Elder Scrolls V: Skyrim появились в Steam Workshop в конце апреля. Вводя эту программу, Valve надеялась повысить качество пользовательского контента и создать для энтузиастов дополнительный стимул к работе, однако предвидела возможные проблемы и поэтому заранее была готова пойти на уступки. Общественность отреагировала на это нововведение неоднозначно. Многие положительно оценили шаг компании, но остались недовольны реализацией идеи, в частности 75-процентными отчислениями, которые делились между Valve и Bethesda Softworks, и отсутствием модерирования со стороны владельца платформы. Спустя неделю совместно с издателем игры компания решила прекратить продажу модов и вернуть деньги пользователям, успевшим их приобрести.
Источник