Билдоманией никогда не страдал, хотя материалы периода разработки Сталкера собираю с интересом. Интересно было посмотреть (а по отзывам посмотреть было на что), как могла выглядеть игра, выйди она тогда, да и сама идея почти дословно восстановить задумки "отцов" игры интригует.
Надо сказать, разработчики мода проделали огромную работу, собрали все "тогдашнее" воедино и заставили это работать. Снимаю шляпу!
Что же касается содержания, то тут впечатления неоднозначные. Сначала было интересно -- отличающие от релизных локации, знакомое по скриншотам и видео окружение, масштаб и сюжетная интрига. И первую половину игра держит в напряжении -- ровно до локации Бар. После бара есть интересный Росток (для меня совершенно новая локация, раньше не ходил по ней), а потом становится скучно. Но давайте по порядку.
https://images.gameru.net/image/direct/7f912452b3.jpgКордон -- интересно, потому что непривычно, осваиваешься с новыми условностями, привыкаешь к атмосфере...
https://images.gameru.net/image/direct/6da903a795.jpg...И сталкиваешься с первыми трудностями (знаете, так ограничить доступность еды, что, помыкавшись, сначала умрешь от истощения, прежде чем додумаешься шариться в простой курточке по радиоактивным подвалам в поисках хлеба, и жадно запивать его потом водкой в отсутствие антирадов -- это первый перебор).
Свалка -- все еще привыкаешь, и она хорошо наполнена, включая и неожиданные находки квестовых предметов, на которые пока никто заданий не давал. Тут же нашел единственный за всю игру артефакт "Спираль", который затем отобрал Бармен, и годный костюм, в котором потом прошел всю игру. В целом -- интересная атмосферная локация.
https://images.gameru.net/image/direct/09d3d8206e.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/3809a73ff5.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/ebb9813614.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/13363a352d.jpgНа Свалке столкнулся с непонятными аномалиями, которые я назвал "хваталищами", и на которые не реагирует детектор и которые равнодушны к болтам:
https://images.gameru.net/image/direct/2be30eac21.jpgЗдесь же впервые столкнулся со злющими псевдосабаками. Вообще, монстры в игре лютые, и пока не найдешь индивидуальный "подход" к каждому из них, сильно докучают. Да и потом докучают, потому что их много, а герой -- один. Никто из квестовых персонажей особо не заморачивается уничтожением монстров (не смотря на нытье в эфире), и пара символических заданий Бармена не меняют картины общего пофигистического к ним отношения со стороны как одиночных сталекров, так и группировок. Нет ощущения, что мутанты всех достали и жить не дают.
Потом мельком заглянул на Агро... простите, Медприбор, не без усилий разыскал злосчастный чемоданчик (ну не по глазам он был!), удивился странным колючим наростам, и уже обилию "хваталищ", через которые хрен продерешься.
https://images.gameru.net/image/direct/efb46a625a.jpgБар. Огромная, скучная и совершенно бессмысленная локация. Самая скучная и бессмысленная в моде. Не знаю, из диздоков она такая взята, или из билдов, но именно в Баре меня впервые посетили мысли о том, что, возможно, не зря "ПЫСовцы" хорошенько "порезали" игру к релизу. Может, что-то в этой локации и мило сердцу билдомана, мне же было неприятно возвращаться на нее снова и снова. Транспорт не оценил -- понял только, что он совсем не нужен в игре, и садился в него только чтобы порадовать квестовых персонажей.
https://images.gameru.net/image/direct/5cb8ebada3.jpgА вот места для хранения хабара нужны позарез! Так ведь нету! Некуда сложить нажитое тяжелым сталкерским трудом, а продать вот так сходу жалко -- неизвестно еще, что из этого пригодится. А пригождалось потом многое...
"Те самые" пятна Роршаха:
https://images.gameru.net/image/direct/265006f2c6.jpgТреклист у Бармена вызывает вопросы... К тому же, слишком громко. Ненавязчивая мелодия в исполнении Аддарайи была вполне к месту, как мне кажется -- не раздражала и создавала приятный фон.
Росток всяко понравился. Жаль только, что тут нельзя было разом собрать все квестовые предметы (позже появляются какие-то документы и нож, хотя честнее было бы их сразу положить на места), и вступительный ролик ввел в заблуждение -- лучше бы было его запустить непосредственно перед квестом с бронированным кровососом, который умеет лазать по висячим лестницам (выбрался же он по такой из подвала завода).
Росток душевен.
https://images.gameru.net/image/direct/e0cde29042.jpgТемная долина оказалась, по сути, продолжением Свалки, но все равно обследовать ее было небезынтересно.
https://images.gameru.net/image/direct/6789f9479b.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/59880e252a.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/8df856761a.jpgПервая подземная локация -- Х-18, или Дарклаб -- напрягла "сдохшим" фонариком, но я не поленился, сбегал за новым к Бармену. Потом всю игру таскал с собой три фонарика, чтобы за вторым не бегать... Там же, в Х-18 испытал первое недоумение и даже расстроился -- что за нелепые карлики, что за лошадиные крысы, что за говорящие зомби? Зачем все это? Сам себе отвечаю -- видимо, так было в билдах или диздоках. "Серебряный кулон разумных карликов", "Святилище" -- Толкиен, да и только! Мы тут в фэнтези играем или в сайфай?
https://images.gameru.net/image/direct/38386af23c.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/7f399975e3.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/0d157502c2.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/1b48873690.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/b65b3e8e83.jpgКрысы и карлики задолбали, но если б знал, запасся бы (обычными) крысами!
Билдовые локации и сами по себе гипертрофированные, а тут еще нарочно длинные коридоры до точек переходов между ними, и пальцы устают "бежать" от одной до другой. Допускаю, что это сделано, чтобы оправдать транспорт в игре? Кстати, некоторые точки перехода неверно подписаны, но, полагаю, авторам мода об этом известно (играл в репак 2.5 + фикс 17.3):
https://images.gameru.net/image/direct/8e27c790c6.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/ddd0bc909c.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/1f090f53e8.jpgПри виде этих подписей охватила такая ностальгия по тайникам! Где они? Почему их не осталось? Или это "киллер-фича" из билдов или диздоков?
Янтарь по-своему неплох, но сельские домики уже поднадоели, как и кровососы. Еще одна деревня с кровососами? Зачем? А еще на Янтаре стало очевидно, что у аномалий очень уж большой радиус действия -- обходишь зеленую лужу за несколько метров, от нее даже отсвет на персонажа не попадает, и вдруг р-раз! -- вляпался. Такая же беда с гравитационными аномалиями и жарками. Кстати, именно на такие "классические" аномалии детектор никак не реагирует. Атмосфера Янтаря:
https://images.gameru.net/image/direct/013c6ee67e.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/eec645ed3f.jpgНикто не дал квест на модифицированную "пушку", найденную у этой... дамы?
https://images.gameru.net/image/direct/b054e53013.jpgПлохо, что модифицированное оружие и броня никак не отличаются внешне от обычного, очень не хватает соответствующей зеленой "иконки" -- можно ненароком продать.
Подземелье под Янтарем совсем разочаровало -- слишком уж эти полукруглые тоннели напоминают ангары из первого Халф-лайфа! Да и линейные совсем, заблудиться при всем желании невозможно. Это точно те же люди моделировали, что и другие лаборатории?
https://images.gameru.net/image/direct/be877feba4.jpgТолпы мутантов, повалившие на Янтарь после отключения пси-установки заставили пострадать. Число быстрых сохраненок стало расти в геометрической прогрессии и перевалило за полтыщи. Неудобно, и пришлось вычищать. Последних двух "квиксейвов" было бы достаточно, но это тоже билдовая "фича", насколько я понимаю?
Сюжетный поворот после повторной ходки в Х-18 к Старейшине огорчил рассыпанным хабаром -- трижды переигрывал этот "поворот", но так и не смог собрать все вещи. Какие-то из них безвозвратно пропадали в дебрях геометрии. Вакханалия какая-то:
https://images.gameru.net/image/direct/184def7329.jpgПотом был Мертвый город, здесь почему-то названный Светлым лучом (посмотрел в диздоках и нашел только упоминание городка "Светлый путь"). Здесь отбывает ссылку Свобода -- гордая группировка из трех с половиной человек, которая то и дело призывает "изменить мир с помощью Зоны".
Опять говорящий зомби? Чур меня!
https://images.gameru.net/image/direct/e533ca11f6.jpgЗа отключение этой установки никто даже спасибо не сказал. И квеста на нее не было -- сам набрел, сам выключил.
https://images.gameru.net/image/direct/606e420023.jpgВозможно, причина в том, что у свободовцев нет торговца, а потому некому и за квесты рассчитываться. Еще одна загадка Зоны -- голос торговца есть ("Хочешь поторговать?"), а самого торговца нет. И он так до конца игры и не появился.
https://images.gameru.net/image/direct/0646469006.jpgВообще система квестов без напоминаний не понравилась, и блокнот в PDA не спасает. В него можно записать какой-нибудь код, для прочего он не удобен. Поди вспомни на третий день шастанья по Зоне, кто и что от тебя хотел! История сообщений быстро затирается объявлениями по типу "из рук в руки" в прямом эфире.
https://images.gameru.net/image/direct/738002a5e5.jpgБаг или билдовая "фича"?
https://images.gameru.net/image/direct/331b66c166.jpgПонятно почему и Мертвый город в "финалке" вырезали -- по домам и квартирам вдоволь нашаришься уже на Баре (в билдовом его варианте), потом все заново нужно обыскивать в Мертвом городе, и, наконец, особо упертых следопытов ждет еще серия обысков в Припяти. Одного города, право же, достаточно.
https://images.gameru.net/image/direct/c3f0049290.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/8f75ea89ba.jpgИ да, запертые двери начинают напрягать. За ключами приходится бегать через всю Зону. Давайте вспомним, сколько их: одна в Мертвом городе, две на Баре (включая хату), еще в Дарклабе, потом в бункере под Радаром, в подземельях под Ростоком...
Еще очень огорчают повсеместные невидимые стены! Постоянно наталкиваться лбом на невидимые преграды обидно. Можно же было замаскировать их хотя бы заборами из колючей проволоки? А то, как наставлены невидимые стены на лужайке перед Выжигателем -- там из них выстроен целый лабиринт (или, может, это аномалия такая -- "лабиринт", из диздоков?), и они так и подталкивают персонажа в жарки.
На Армейских складах (Тихих холмах, простихосспади) обосновались чудики из группировки Грех. Их много, и не удивительно, что они вытеснили (или вырезали?) с локации свободовцев -- у тех не было никаких шансов против суровых греховцев.
Здесь вдруг игра решила поучить основам, без знания основ, мол, дальше не пройдешь.
https://images.gameru.net/image/direct/ef07b63b6d.jpgОдиночек было немного жаль, кровососа было совсем не жаль, ворон удалось настрелять только на болотах (они там спавнились более регулярно, хотя искать их в воде было непросто). Делать на Складах (то есть, Холмах) было больше нечего (на судьбу пленных ученых всем было плевать, никто квест на их спасение не выдавал, в итоге сам нашел, кому всучить три "мертвых головы" за них; наградой стал бесполезный "пазик"), и пошел дальше.
https://images.gameru.net/image/direct/a1540b8c8f.jpgЖаба зря переезжал сюда вместе со своим бункером -- на Кордоне от него пользы было больше. Хотя если представить, что пришлось бы тащить сорокакилограммовый контейнер с лекарствами, который он выдает, с Кордона!..
На Болотах делать нечего -- разве что ворон пострелять. Зато там время суток не меняется!
https://images.gameru.net/image/direct/4767fe0dc7.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/ba0b15ebf7.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/4537bafd32.jpgРадар пуст и уныл. Если в релизе Радар одна из самых атмосферных и напряженных локаций, то здесь это просто курорт какой-то -- солнечно и дюны, радиоактивные правда. А главное, тишина и покой. Горстка "убийц" не портит впечатление безмятежности и умиротворения. Еще один "филиал" Свалки:
https://images.gameru.net/image/direct/6a319f386d.jpg[
Найденный у завалящего на краю локации покойника дробовик "Протекта" тоже не вызвал интереса ни у кого из торговцев и лидеров. Квестовым он не стал, к сожалению.
Кстати, усовершенствованный детектор также не "видит" половину аномалий.
Нелепые конструкции, оставленные, видимо, русскими туристами, заставляют задуматься о смысле бытия:
https://images.gameru.net/image/direct/b98d0820e8.jpgНе билдоману не понять сакральный смысл таких сооружений.
Равно как и не понять смысл загадочного "трипа" в астрал. Разве что, его можно попытаться объяснить галлюцинациями повредившегося рассудком ГГ после прогулок под Выжигателем (он же "Дятел"). Ну или надышался чем в лабораториях. А, может, ГГ (ну не поворачивается у меня язык называть его Мессером) в какой-то момент просто устал, сел на пенек и съел таки "пирожок" из того сорокакилограммового контейнера с таблетками...
https://images.gameru.net/image/direct/74f837158a.jpgТут надо сказать, что несмотря на провозглашаемые цели уничтожить Зону/изменить мир, фракции Свобода и Долг совершенно инертны и не желают давать ГГ вообще никаких заданий! Нет у них для Меченого никакой работы, и не будет. Непривычно было после извечного противостояния тех и других столкнуться с полной апатией и бездеятельностью анархистов, с позором изгнанных со своей локации, и зажравшихся и равнодушных блюстителей порядка в Зоне... Ни одного квеста, Карл!
Кирпичное здание сельсовета в Припяти однозначно лишнее. Документы можно было спрятать и в гостинице. Вообще, в Зоне 2003--2004 годов много одинаковых зданий -- тот же кооператив (и его вариация "Универмаг"), "хрущевки", сельсовет (или это школа?) встречаются практически в неизменном виде на Баре, в Мертвом городе и в Припяти.
Опять загадочные конструкции, на сей раз из бочек, коробок и ящиков:
https://images.gameru.net/image/direct/3609614181.jpgЗачем они контроллерам, которые их ревниво охраняли?
В Припяти достигла кульминации еще одна проблема мода -- заигрывание авторов со скелетами. Скелетов в игре слишком, слишком много. И натыканы они в разных позах, приличных и не очень, во все мыслимые и немыслимые места. Кто-то называет это "пасхалками", на мой взгляд, это ребячество. Вон один из них с колеса обозрения обозревает Зону:
https://images.gameru.net/image/direct/28bb79247b.jpgНу и нагромождения мебели (а также всевозможных ящиков, коробок и сейфов) -- это грустно и не красиво. Возможно, это было сделано с тем, чтобы как-то задействовать гравитационный артефакт "арт". Вот если бы этим артефактом можно было двигать понатыканные тут и там в Припяти БТРы!..
ЧАЭС должна была стать если не развязкой, по поворотным моментом в сюжете. Игровой накал должен был бы достичь апогея на этой ключевой локации всей вселенной Сталкера. В моде там пусто и ничего не происходит! Игрока встречают лишь равномерно развешанные шары аномалий...
https://images.gameru.net/image/direct/f247b3f9dc.jpg...и сонмы, сонмища зомби!,
https://images.gameru.net/image/direct/a0e437c2b5.jpg...с которыми тщетно пытается справиться горстка монолитовцев, что аж проникаешься к ним сочувствием:
https://images.gameru.net/image/direct/918de968e5.jpgКроме зомби, Станцию населяют своры собак, стада плотей и взводы бюреров....
https://images.gameru.net/image/direct/2af78900fc.jpgПосле них остатки монолитовцев приветствуешь как братьев! Увы, они очень запуганы, и не отвечают взаимной симпатией... Сомневаюсь, что на всей территории Зоны отчуждения когда-либо жило столько народу, сколько наспавнено гражданских зомби на ЧАЭС. Настоящий зомби-апокалипсис. Но это тоже из какой-то другой игры, это не Сталкер... Зачем? Почему?
Локация большая, красивая, атмосферная, но напрочь убитый геймплей приводит к тому, что локация, фактически, присутствует в игре только для галочки. Вот она ЧАЭС, вот мы ее пустую обошли и осмотрели. Делать тут больше нечего. Нет даже ни одного артефакта, чтобы забрать его на память от посещения это знаковой локации! Лишь меланхолическая грусть...
https://images.gameru.net/image/direct/4cc8039f28.jpghttps://images.gameru.net/image/direct/2f63cdd995.jpgАвторы как бы дают понять игроку, что дальше он не пройдет:
https://images.gameru.net/image/direct/1856049e8c.jpgПосле пустоты ЧАЭС Саркофаг встречает почти домашним уютом и теплом очага реактора. Домашний питомец-кровосос из билдов радостно приветствует хозяина, друзья-монолитовцы устроили вечеринку.
Очередной привет от авторов...
https://images.gameru.net/image/direct/5b290cf000.jpg...и, наконец, Исполнитель. Развешанные там и тут тела сталкеров как бы намекают, что не стоит иметь дел с Черным монолитом.
https://images.gameru.net/image/direct/963a093a95.jpgУходим, в надежде отключить это наваждение, и, если повезет, продать нехитрый хабар, который мы тут насобирали (даже с сильными гравиартефактами лямки рюкзака натерли плечи) и подлатать броньку... Спойлер: не повезет. Из-за очередного сюжетного поворота, нет, скорее сюжетного вывиха, или даже сюжетного открытого перелома мы больше не милы прежним друзьям и нейтрально настроенным фракциям -- не стоило водить дружбу с монолитовцами! Прощайте свободная торговля, второстепенные квесты и простые сталкерские посиделки у костра!
https://images.gameru.net/image/direct/b1fa8138f6.jpgНе смотря на всеобщую недружелюбность, удалось пробежать через всю Зону, никого не убив.
После такого перелома сюжета мы все же оказываемся там, где должны были бы оказаться при более логичном его, сюжета, развитии -- в хорошо знакомой по ТЧ лаборатории О-Сознания. Пустой и безопасной. Сказочный излом (так он, кажется, называется?) и пара гражданских зомби не считаются.
https://images.gameru.net/image/direct/b463827b53.jpgГенераторы они и есть генераторы. Артефакты можно не собирать по очагам радицаии, продать или сдать по заданию их будет некому...
https://images.gameru.net/image/direct/8bc56e3bf3.jpgПострелял зомби -- и в последнюю лабораторию! И тут не обошлось без набивших оскомину "пасхалок":
https://images.gameru.net/image/direct/1030f6fe56.jpgДля меня нет проблемы выбора, присоединяться к О-Сознанию, или нет -- при постулируемых гуманных целях их методы ведения "исследований" неэтичны, и не сумев убить ГГ (они не старались с ним подружиться, выйти на контакт и наладить отношения, нет!) они теперь пытаются втереться к нему в доверие, рассказав жалобную историю о своей неудаче в "приручении" ноосферы. И отказ не принимают -- спускают на протагониста всех собак и направленные аномалии. Великие гуманисты и радетели общего блага, нечего сказать! В этом отношении символично, что последней "сущностью" О-Сознания оказался полтергейст, что как бы намекает на истинную природу этого сообщества...
Концовка вызывает недоумение -- странно построен диалог с Ассистентом, но при любом выборе ответа продолжать игру бессмысленно или просто невозможно.
https://images.gameru.net/image/direct/7ceccebb94.jpgЕдинственный логичный выход -- через запасной выход, простите за каламбур.
Честно скажу -- мод зацепил. Иначе не разродился бы таким постом. И, может, все фишки и особенности сюжета сделаны по "канонам", но многие из них требовали доработки, и благодаря этому моду стало понятно, какую огромную работу проделали GSC Game World, доводя игру до ума к релизу. То, что билдоманы называют фичекатом, я считаю именно доведением до ума. К релизу игра стала более гармоничной, органичной, цельной, избавилась от груза многих несуразностей и нелогичностей, наполнилась содержанием и смыслом, а атмфосфера игры даже углубилась. И пусть остались автозадания и совсем мало места для артефактов на поясе -- для меня релизная версия "Теней Чернобыля" была и остается "тем самым Сталкером".
Тем не менее, работа проделана огромная, грандиозная даже, и я с интересом сыграю в третью версию Oblivion Lost Remake. Пусть разработчики не обижаются на, возможно, местами едкие замечания -- хочется, чтобы в третьей версии мод стал еще лучше, осмысленнее, более сбалансированным и цельным, и избавился бы от "детских болезней". Спасибо!