Разработчик: Naughty Dog
Издатель: Sony Computer Entertainment / 1С-Софтклаб
Гейм-директор: Брюс Стрэли
Геймдизайнеры: Джастин Монэст, Джейкоб Минкофф и др.
Сценарий: Нил Дракмэн, Джеймс Баркер и др.
Вышла: 14.06.2013 на PS3
Возраст: 18+
Очень не просто высказывать свое отношение к игре, заслуживающей уважение и внимание. И это еще один успешный пример работы SCE Worldwide Studios, в состав которой входит Naughty Dog, на счету которых небезызвестные Uncharted, Crash Bandicoot и Jak & Daxter: The Precursor Legacy, собравшие хорошую критику и популярность среди игроков.
Игру, помимо очевидных сходств с множеством игр и кинолент, можно с легкостью назвать третьим сезоном сериала The Walking Dead, условно. Разработчики специально не акцентировали внимание на неделях спустя после катастрофы, на быте и вопросах пропитания (хотя, вопрос каннибализма поставлен предельно ясно), в нашем случае герои умеют обращаться с оружием, к тому же быстро учатся, становясь настоящими профи. Зато первые минуты показаны очень атмосферно и напряженно, один только пролог может заткнуть за пояс многие зомби-хорроры. Каждая деталь, каждое, четко срежиссированное действие и дизайн, надолго отложатся у вас в памяти. Если вы ищите пример, как нужно с первых кадров представить лучшее, на что вы способны, то он перед вами.
После грибковой эпидемии прошло 20 лет, люди освоились, научились жить в новых условиях и стали объединяться по, как это принято, идеологическим взглядам. Присутствуют и военные, правда далеко не везде: встречаются заброшенные карантинные зоны, да и другие места, где никого нет. Но при этом, не смотря на пустынность некоторых уровней, геймдизайнеры сумели удивить меня, и надеюсь вас, самыми необычными, тревожными и напряженными ситуациями. Скажем, найдя путь через небоскреб, легкой прогулки не получится, помимо кликеров (щелкуны в русском переводе) заброшенное здание то и дело трещит по швам, словно вот-вот разрушится. Или первая встреча с этими самыми щелкунами, которых действительно боишься, и тебя пугают не внезапными выпрыгиваниями, а тем, что они убивают с первого раза.
И не знаю как вас, а мне в сюжете не очень понравилось сходство Элли и Эллен Пейдж (особенно очевидно сходство с первым вариантом персонажа), знаете, если они хотели показать бойкую и дерзкую девочку, которая преодолевает трудности, то я скорее поверю в обычного ребенка, который не до конца осознает происходящее и не обременен терзаниями. Но надо отдать должное, когда наступает переломный момент и она остается одна, это полностью оправдано. Я лишь хочу сказать, что выбор Эллен Пейдж и ее амплуа в видеоиграх (да и в кино, судя по фильмографии) может очень скоро приесться. Боюсь, Sony скоро придумает генератор случайной внешности Эллен Пейдж, но да ладно, все таки индустрии нужны свои лица.
И вот еще одна важная штука, геймплей здесь то, ради чего стоит любить видеоигры, восхищаться ими, преодолевая трудности, и не поиском улиток и голубей, не падающими вертолетами и включением маяков, а получая самый настоящий челендж. Да, можно включить легкий уровень сложности, но даже тогда легким это путешествие, для вас не станет. Патронов вечно не хватает, но при этом их достаточно для выживания. Приближение кликера и толстяков (последняя стадия зараженных) означает мгновенную смерть. А если выбирать, кто страшнее, зомби или люди, я затруднюсь ответить потому, что последние как всегда сволочи. Как в плане происходящего, так и механики - это один из лучших AI, что я видел, противники кидают гранаты, обходят с флангов, атакуют в ближнем бою и по минимуму отсиживаются в укрытиях. Вариантов, как им противостоять, масса: можно бросить кирпич или бутылку в них или в строну, дабы отвлечь, можно убить в рукопашную; так же есть множество оружия ближнего боя, начиная с палки и заканчивая мачете. И каждый раз ситуации разные - игра умело использует окружение, что делает каждый бой не похожим на другие, когда поиграете, поймете о чем я. Так же игроку помогает Элли, она может не только бросить какой-то предмет в противника, но и убить. Увы, но мир тут жесток, и люди стали только хуже: грабежи, каннибализм и убийства омрачают и без того прогнивший мир.
Но есть в этой истории и светлые стороны, как появление жирафов или рассказы Джоеля о фургоне с мороженным; да и Элли не упускает возможности поделится происходящим со своей детской непосредственностью. Самое важное здесь не сюжетные ходы, которые можно заранее предугадать, а эмоции, которая дает игра. На наших глазах разворачивается приключенческая драма длинною в один год. И даже в конце игры нет и намека на усталость от механики, кроме, может, финальной стелс-миссии, которая, тем не менее, заканчивается красивейшей сценой. Важно и то, что киношность здесь является логичным развитие происходящего в игре, так что, можно сказать, это только на пользу. Игра держится на двух столпах: геймплей и сюжет, и первое под час важнее остального. Весь экшен и динамичные, отлично поставленные, погони, как и большая часть диалогов происходят непосредственно в игре. Иногда, правда, невольно понимаешь скудность этих самых диалогов. Хотя скорее это более реалистично, и люди скорее всего мало говорили. Да и серьезных мыслей, как в той же Дороге, из которой разработчики черпали вдохновение, тут, к сожалению, нет. Общего между этими произведениями крайне мало, нет той безысходности, которыми пропитана книга и фильм, чему я только рад, учитывая красивое визуальное оформление.
Окружение используется по максимуму: часто героям приходится запирать двери, чтобы не пробрались зомби, переставлять лестницы, использовать доски как плот (Элли не умеет плавать) и т.п вещи, усиливающие Survival-часть. Для того, чтобы выжить мало играть хорошо, нужно крафтить предметы, искать ресурсы. Главная заслуга Naughty Dog в том, что они смогли найти баланс во всем, нет лишних элементов, они взяли все лучшее из жанра и прибавили к этому свой фирменный почерк. И каждый раз игра разная, например, зимой мы играем за Элли и охотимся на животных (которые частенько появляются и это, действительно, мило), а так же пробираемся в канализацию, исследуем целый городок (и даже не один, вообще в игре их четыре), мест действительно много.
Ругать игру, действительно, почти не за что, может это и не Гражданин Кейн индустрии (и это не лучшее, что есть в кино, собственно), но именно ради этой игры стоит купить PS3. Дурацкая система сохранений с костылем из XMB, редкие баги (к счастью не критичные), не идеальный сценарий - вот те немногочисленные недостатки. Но непредсказуемый, глубокий и осмысленный геймплей, эмоции и чувство приключения, подкрепленные страхом, делают из просто хорошей игры, отличную. И, пожалуй, это лучшая игра Naughty Dog в этом поколении. Когда вам говорили, что другая франшиза самая-самая, просто еще не вышли Одни из нас. Но и я не уверен, ведь впереди PS4...
Оценка: 93/100
P.S. Хотели бы вы сиквел? И как вам концовка? Делитесь своими впечатлениями! Только не забудьте про тэг "спойлер".