История отечественного игропрома. Часть 2: Наш Пентамино
В прошлый раз мы познакомились с первыми развлекательными устройствами – советскими игровыми автоматами и первыми портативными игровыми консолями Электроника. Сегодня рассмотрим другую отечественную легенду – Тетрис – игру, завоевавшую популярность во всем мире. Но обо всем по порядку.
История Тетриса началась в 1984 году, когда сотрудник Вычислительного центра при Академии наук СССР Алексей Пажитнов познакомился с головоломкой Pentomino Puzzle и решил сделать ее компьютерный вариант. Первый вариант игры был готов через несколько месяцев и содержал семь фигурок-пазлов из двенадцати стандартных. Снижение количества пазлов было обусловлено дополнением оригинального варианта игры – фигурки падали в реальном времени и могли вращаться вокруг своей оси. После составления из фигурок целостного ряда он исчезал. Из-за этого всеми двенадцатью стандартными пазлами игроку было неудобно управлять. Впоследствии эти семь фигурок и стали стандартным набором Тетриса.
Кстати, первая версия создавалась для компьютера Электроника-60 и была полностью неграфической – экран мог отображать только буквы, цифры и символы. Спустя некоторое время Алексей решил перенести свою игру и на персоналки, но не имея опыта программирования под эту платформу, был вынужден обратиться за помощью к Вадиму Герасимову. Через несколько дней рабочая версия была готова, но и на этом напарники не стали останавливаться – было решено сделать игру цветной, добавить таблицу рекордов и сделать защиту своих авторских прав.
Позже к разработке подключился Михаил Потемкин, портировавший игру на следующую версию Электроники и добавивший еще несколько улучшений. Распространялся продукт на 5.25” дискетках абсолютно бесплатно - права на игру были у Вычислительного центра. Да и в те времена выгоду из Тетриса никто не пытался извлечь – его писали что называется для себя и копировали друзьям и знакомым. Путем таких “переписываний” с дискетки на компьютер и потом опять на дискетку игра разлетелась по всему Советскому Союзу.
Через два года, в 1986-м игру впервые увидели иностранцы – венгры из Института проблем кибернетики и перенесли на популярный в то время компьютер Commondore 64 и Apple 2. Проектом заинтересовался Роберт Штайн, владелец Andromeda Software и попытался купить права на Тетрис у Вычислительного центра. Пока шла переписка, Штайн, уверенный, что у него все получится и понимавший сколько прибыли может получить коммерческое распространение игры, предлагает лицензировать у него игру компании Microsoft. Разумеется, никаких прав на Тетрис у Штайна не было, поэтому все его действия были незаконными. После подписания контракта на сумму 3000 фунтов и 15% от прибыли с продаж, Роберт едет в Москву на переговоры по получению прав. Но получить он так их и не смог.
Тем временем американская Spectrum Holobyte, которой было поручено подготовить западный релиз Тетриса, добавляет в игру много “клюквы” – главной звуковой темой становится русская народная музыка Коробейники, а оформление приобретает так называемый коммунистический вид. Американцы и не подозревали, что у них нет настоящих прав на издание игры – Роберт не стал рассказывать своим партнерам, что вернулся ни с чем и единственным, кто обладал правами на игру являлся Алексей Пажитнов.
В 1988 году PC версия Тетриса вышла на западе. Игра приобрела огромнейшую популярность – практически в каждом офисе сотрудники играли в нее, а система рекордов позволяла им соревноваться между собой. Так же Тетрис получил многочисленные награды, например, "Лучшая динамическая и стратегическая программа".
Затем обман Штайна всплывает наружу и ему приходится подписывать контракт с русскими. Но и на этом история не закончилась – условия контракта выполнялись не полностью. Microsoft захотела у Роберта лицензировать права на консольную версию Тетриса и, не дождавшись их, продает несуществующие права компании Atari, которая в свою очередь продает их японской SEGA. Но как было упомянуто выше, предыдущий контракт Штайн выполнил не полностью, и второй русская сторона отказалась подписывать. В итоге Тетрис нелегально выходит на NES (Atari, SEGA и Nintendo считают, что легально) и расходится в Японии тиражом около 2 млн копий. К сожалению, и на этом дело о правах не закончилось, но это уже отдельная история. В конечном счете права Microsoft получила, а сам Алексей Пажитнов стал ее сотрудником.
Тетрис – культовая игра, ставшая популярной не у одного поколения. К тому же она отличный пример мультиплатформености – практически ни у одной игры не было столько всевозможных платформ. Я как-то видел вшитый, как пасхалка, Тетрис в калькулятор Casio, запускаемый с помощью сочетания определенных клавиш и никак не документируемый в инструкции. А уж количество других устройств сложно сосчитать – слишком много их. Скажем так – если устройство игровое и вышло после 88го года, то на нем есть Тетрис