Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Чернобыль...
GAMEINATOR forums > S.T.A.L.K.E.R. > S.T.A.L.K.E.R.: Общий раздел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Pollux
MOHCTP-2, почему же пурга, оборудование для фиксирования рядом было -> http://www.gameru.net/forum/index.php?act=...220#entry325337
MOHCTP-2
Время по ДРЕГу, время в оперативных журналах, время на часах БЩУ, время на часах оперативников - не всегда(!) совпадают. Позиционирование по времени показаний сейсмодатчиков и времени взрыва - спекуляция чистой воды
Neo][
Цитата

drnet.com.ua, и к чему это ты, если к тому, что ты был в чернобыле, то лучше бы написал свои мысли, своё отношение к увиденному, а так...
xolod
drnet.com.ua, Фотографии фотографиями, спору нет, но хотелось бы ещё каких-то мыслей smile.gif
MOHCTP-2
drnet.com.ua
Цитата
похвастаюсь

Чем Вы хвастаетесь? Съездили в Зону на пару часов, заслуги Вашей здесь немного, только бабки...

Neo][
Цитата
и к чему это ты, если к тому, что ты был в чернобыле

Это Припять
drnet.com.ua
Цитата(MOHCTP-2 @ Oct 20 2006, 08:07)
drnet.com.ua
Цитата
похвастаюсь

Чем Вы хвастаетесь? Съездили в Зону на пару часов, заслуги Вашей здесь немного, только бабки...


да, согласен. немного залуги. smile.gif

мысли попробую как-нить сформулировать потом, щаз попробывал, настрочил 3 абзаца - sad.gif неинтересно как-то получается.
drnet.com.ua
а вобще создается впечатление что зона это что-то такое ужасное, заброшенное...фиг.

живет там дофига народу, чернобыль так вобще..куча народу, столярку шарашут, пилят себе спокойно железяки на металолом(кстати железяки - корабли, вагоны какие-то, фон у них ниже чем в киеве, 13-14 мкР).

сама Припять - двойственное впечатление с одной стороны мертвые дома...плиточки на земле родные, из детства, плакатики там всякие, те-же будки телефонные...школа(я в такойже в киеве учился), а с другой - весной или летом там красиво очень, летом так вобще, сплошная зелень изза которой даже дома выглядят вполне нормально.
постоянно ощущение что ты на стройке smile.gif

по поводу "монстров" - нет там никаких монстров smile.gif живность всякая есть - лошадки(они их называю кони прожевалького, безобидные создания), кабаны(честно сам их не видел, видел только следы. но ребята говорят что их много)
Ялтинец
drnet.com.ua, знаешь камрад... Посмотрел я твои фотографии, по ходу дела впечатлений ты получил более достаточно. Какие это были впечатления я уж не знаю... И уточнять нет желания. Выскажу лишь свое ИМХО: позировать на "кладбище" не принято. И не прими это за пафос. Могу понять фото-репортаж, но не это.
drnet.com.ua
Цитата(Ялтинец @ Oct 20 2006, 11:26)
drnet.com.ua, знаешь камрад... Посмотрел я твои фотографии, по ходу дела впечатлений ты получил более достаточно. Какие это были впечатления я уж не знаю... И уточнять нет желания. Выскажу лишь свое ИМХО: позировать на "кладбище" не принято. И не прими это за пафос. Могу понять фото-репортаж, но не это.


я так понял это по поводу ]]>http://drnet.com.ua/che/2.jpg]]>

там идея не в том что это кладбище.

мы последий раз со женой товарища ездили, она в припяти жила. мы ее квариру нашли, зашли так-сказать в гости.

а еще, в начале апреля'86 у нее бабушка померла, вот мы туда и заехали, "на могилку".

и на фотке там главный персонаж это дозиметр а не я
(для сравнения: киев - 25 мкР, чернобыль - 12-150 мкР, припять - 50-450 мкР, в 600-700 метров от 4го ЭБ - 720-750 мкР)
Ялтинец
drnet.com.ua, нет, не о ней. Давай не будем останавливать на этом, ок? На этом все.
Pink Floyd
Кому интерресно: сегодня по ТНТ-Урал в 20:00 (время местное-Свердловское) будет показана передача "Необъяснимо, но факт: Чернобыль".
Может, про Сталкер что-нибудь скажут или покажут.
Pink Floyd
Про Сталкер ничего не сказали, да и передача - бред сивой кобылы. Поначалу, рассказ о причинах взрыва и рыжем лесе мог заинтеррисовать, но когда речь зашла о девочке-собаке, пацане-амфибии и параллельном мире внутри станции, я понял, что зря провёл целый час у телика.
Alter Mann
Цитата
я понял, что зря провёл целый час у телика


зря ты его смотришь ваще!дурь всякая из него плывёт ручьём!

мутации там есть.ну и чо.мутанты там не доживают и до 2 дней.фантастику ща разучились делать блин
fen1x
Ученые заговорили о том, что миру грозит новый Чернобыль. Точнее сказать, Чернобыль – тот же самый, который уже унес тысячи жизней невинных людей, однако проблемы он может создать новые.

Известно, что сейчас атомная станция скрыта под бетонным саркофагом. Этот саркофаг постепенно разрушается, и над ним должно быть возведено новое надежное укрытие.

Однако строить новый саркофаг под названием "Укрытие-2" никто не собирается, по крайней мере, в ближайшее время: все тендерные предложения по проекту нового укрытия на атомной станции были отклонены, а торги аннулированы. С чем это связано, никто объяснить не может. А между тем на строительство нового укрытия странами-донорами была выделена огромная сумма – около миллиарда долларов

]]>http://www.utro.ru/articles/2006/10/24/595461.shtml]]>
Leon
Прикарманили, как и все у "нас" делается. Денег дают на целую дорогу, а вместо этого получают заплатки на старой в лучшем случае smile.gif А самое ужасное, что все так заняты своими проблемами, что на глобальные им просто excl.gif И я не исключение. dry.gif
MOHCTP-2
Укрытия-2 в Чернобыле не будет

Генеральный директор Чернобыльской атомной электростанции Игорь Грамоткин решил аннулировать торги и отклонить все тендерные предложения по проекту нового безопасного укрытия на станции. Об этом со ссылкой на пресс-службу МЧС сообщает ICTV.

Руководитель ЧАЭС взял на себя эту ответственность, исходя из обстоятельств, которые сложились в связи с проведением этого тендера, и, пользуясь правами заказчика, предоставленными ему действующим законодательством. Учитывая резонансный характер этого события, будет создана правительственная комиссия, которая изучит причины и мотивы принятия этого решения, предоставит свои выводы и рекомендации по дальнейшим действиям.

В ноябре 2005 г. альянс компаний SHM2HILL (США) и "Интербудмотаж" (Киев), а также консорциум NOVARKA (Франция) повторно подали коммерческие предложения для участия в тендере Европейского банка реконструкции и развития по сооружению объекта "Укрытие". В апреле 2006 г. президент Виктор Ющенко заявил о намерении настаивать на выполнении дополнительных условий тендера на строительство объекта "Укрытие" над 4-м энергоблоком ЧАЭС. В частности, речь шла о прочности объекта "Укрытие", об ограничении строительной площадки и ряде других. Для преобразования объекта "Укрытие" над разрушенным 4 энергоблоком ЧАЭС в экологически безопасную систему было решено построить дополнительную защитную оболочку. Ориентировочная стоимость строительства оценивается в 800-900 млн долл. Финансирование строительства осуществляет Чернобыльский фонд "Укрытие", созданный за счет взносов стран-доноров. Распорядителем фонда является ЕБРР. Кабинет министров в июле 2004 г. утвердил концептуальный проект строительства защитной оболочки объекта "Укрытие". В марте 2004 г. ЕБРР объявил тендер на проектирование и сооружение защитной оболочки.

Тем временем рабочая комиссия "Украина-Европейский банк реконструкции и развития" намерена в Киеве 18 сентября обсудить ситуацию на Чернобыльской атомной электростанции, сообщил пресс-секретарь отделения ЕБРР в Украине Антон Усов. В заседании примут участие с украинской стороны вице-премьер-министр Андрей Клюев, со стороны ЕБРР - вице-президент Фабрицио Саккомани. А.Усов отметил, что до завершения заседания комиссии рано комментировать решение генерального директора ЧАЭС И.Грамоткина аннулировать торги и отклонить все тендерные предложения по проекту нового безопасного укрытия на станции.

ВТОРАЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА?

К визиту в Украину президента ЕБРР Жана Лемьера, запланированного на 6 октября, должна завершить работу совместная рабочая группа Кабмина и Банка, призванная сделать выводы о причинах и мотивах принятия директором ЧАЭС Игорем Грамоткиным решения об отклонении тендерных предложений по проекту нового укрытия на разрушенном энергоблоке.

Напомним: 14 сентября директор ЧАЭС, которая имеет статус заказчика проекта, подписал приказ об аннулировании торгов. Причины данного решения в сообщении МЧС не оглашались, но специалистам они хорошо известны (об этом ниже). Однако 18 сентября в ходе заседания рабочей группы «Украина — ЕБРР» вице-премьер Андрей Клюев и вице-президент ЕБРР Фабрицио Саккомани договорились об отмене этого решения; действие приказа Грамоткина приостановлено приказом МЧС, а сам директор станции был откомандирован для работы в выше упомянутую рабочую группу.

Как бы события ни развивались, уже ясно, что они вскроют огромный пласт противоречий между интересами Украины и ЕБРР, заминать которые и дальше становится все труднее.

О предыстории конфликта «ЗН» не раз писало в своих материалах (№7 от 25 февраля и №34 от 9 сентября с.г.). Удивителен тот сравнительно слабый резонанс, который имело в обществе сообщение об отмене тендера на строительство нового «Укрытия». Беспрецедентность его состоит и в том, что таким образом фактически выражается недоверие ЕБРР, проводившему тендер. И в том, что директор ЧАЭС, находящейся в статусе заказчика, не самый облеченный полномочиями в существующей цепочке реализации проекта, взял на себя личную ответственность за такое решение (даже под угрозой увольнения).

В любой другой стране это был бы скандал номер один. Однако, похоже, у нас никто ни с кем не хочет ссориться — ни с ЕБРР, ни друг с другом. Тема прошла по новостным агентствам и сайтам, ей уделили немного внимания деловые издания, и только. При подготовке материала не удалось получить ни одного официального или даже экспертного комментария: только офф-рекордз.

Легче всего объяснить решение заказчика — ЧАЭС — об отмене торгов и отклонении тендерных предложений лоббированием интересов тех или иных претендентов на звание победителя конкурса. Так, известно о непростых отношениях заказчика с французскими подрядчиками. В частности, с компанией Framatomе ANP, осуществлявшей строительство хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) на территории ЧАЭС совместно с компаниями Vinci Construction Grands Projets и Bouygues Travaux Public S.A (входящими в консорциум NOVARKA, которому прочили победу в тендере на строительство «Укрытия»). Первоначально хранилище планировалось достроить еще в 2003 году, однако по ряду причин этого не произошло и по сей день. Украинская сторона обвиняет французов в проектных ошибках, подрядчик же утверждает, что заказчик неточно сформулировал проектные требования.

Чтобы достроить объект, необходимо еще около 90 млн. долл. сверх проектной сметы. В результате строительство заморожено. Как писало «ЗН», уже после предварительного решения ЕБРР о признании NOVARKA победителем тендера в январе с.г., французский консорциум отказался от части взятых на себя обязательств по проекту. Чем это чревато для заказчика, на ЧАЭС уже знали по опыту строительства ХОЯТ и не горели желанием продолжать в том же духе.

Озвучивался и «российский след». В частности, предполагалось, что в отмене тендера может быть заинтересована компания «Атомстройэкспорт», входящая в состав российской корпорации «Объединенные машиностроительные заводы — Силовые машины». Она уже принимала участие в тендерах на строительные работы на украинских АЭС, в частности, на строительство второй очереди ХОЯТ в Чернобыле. А также вошла в созданный совместно с украинскими коллегами консорциум «Стабилизация», выполняющий работы по усилению западной и восточной опор балки «Мамонт» существующего объекта «Укрытие». По данным «ЗН», после появления информации об отмене тендера представители компании действительно проявили некоторую активность. Но не более.

Для того чтобы запустить россиян на тендер, правительству придется пойти на гораздо более глубокий конфликт с ЕБРР, чем даже просто для того, чтобы отстоять интересы заказчика. Судя по тому, что на сегодняшний день Кабмин не намерен обострять отношения с Банком, участники тендера останутся прежними. К тому же процедура квалификации участников тендера является достаточно длительной, и она уже проведена относительно двух претендентов — NOVARKA и CH2M-CAI. Поэтому максимум, чего могут добиться желающие изменения статус-кво, — это повторный тендер с существующими участниками, однако без тех нарушений тендерной процедуры, которые фигурировали в январской жалобе американской компании, и с устранением тех перекосов в распределении полномочий в цепочке «ЕБРР — Группа управления проектом — Заказчик», которые не устраивают украинскую сторону.

В двух словах напомним, что не устраивает заказчика. О несоблюдении принципа баланса полномочий и ответственности при реализации данного проекта, когда все полномочия у ГУП (возглавляемой зарубежными специалистами), а вся ответственность — у заказчика, «ЗН» тоже писало. Этот дисбаланс отражен в контрактной позиции заказчика. В частности, у последнего нет прямых рычагов влияния на подрядчика в случае срывов сроков работ или ненадлежащего их качества. Вопросы увеличения полномочий украинской стороны не раз поднимались в переписке между правительством и ЕБРР и, судя по всему, будут подниматься и в ходе переговоров на следующей неделе. Пока предложения заказчика не находили поддержки в Банке, который настаивает на соответствии существующего распределения полномочий высоким европейским стандартам. Однако, возможно, ситуация с отменой тендера как раз и послужит стимулом к изменениям.

Реализация проекта нового «Укрытия» несет и другие риски. Так, по мнению ряда экспертов, в частности, из атомостроительной отрасли, ошибочной была сама концепция проведения тендера на проектирование и строительство объекта «под ключ» «в одном флаконе». Ранее Госстрой и Минстройархитекруры неоднократно указывали на необходимость сначала выбрать разработчика проектно-сметной документации «Укрытия-2», а затем, на другом тендере, выбирать подрядчика — уже на готовый проект с готовой сметой. Однако ЕБРР настоял на своем, и сегодня заказчик не может даже спрогнозировать реальную будущую стоимость работ. И, памятуя опыт ХОЯТ, побаивается оказаться в ситуации, когда объект не завершен, а денег надо еще. Хотя, по большому счету, подобная ситуация должна в большей степени пугать доноров, выделявших средства в фонд «Укрытие».

Заказчик неоднократно говорил о необходимости увеличить требования к безопасности, заложенные в проекте. Так, отчет по анализу безопасности объекта отражает только риски, связанные с объемом работ подрядчика, хотя должен учитывать и риски эксплуатации. В анализе безопасности не учтены также некоторые результаты комплексной государственной экспертизы проекта. Все это может привести к тому, что Госкомитет по ядерному регулированию не захочет выдать «Укрытию-2» лицензию на эксплуатацию.

По идее, целью отмены торгов должно стать приведение тендерной документации в соответствие с вышеперечисленными требованиями. Затем торги могут состояться с прежним составом участников. Необходимо лишь избежать повторения январской ситуации, когда особые условия для каждого из участников были выписаны по-разному, а также других нарушений, отраженных в отчете независимого эксперта Гувье (см. «ЗН» №34).

Если украинской стороне и ЕБРР не удастся договориться, то ситуация не выйдет из тупика еще очень долго. Однако у сторон по-прежнему остаются свои интересы.

ЕБРР — коммерческая организация, которая стремится реализовать проект без убытка для себя. Кстати, по мнению ряда экспертов, на поведение Банка накладывает определенный отпечаток тот факт, что средства Чернобыльского фонда, которые он аккумулирует для строительства объекта, — не кредитные, а донорские. Если бы ЕБРР кредитовал проект, то подход к выбору подрядчика, да и к самой выработке требований к проекту был бы более экономичным.

Изменить ситуацию могут и доноры — страны, перечислявшие средства в фонд строительства нового «Укрытия». Заказчик в лице ЧАЭС выражал намерение ознакомить их со своей позицией относительно распределения полномочий и ответственности и, как следствие, рисков. В середине октября планируется визит в Украину делегации Конгресса США, которая должна провести аудит использования американской доли в Чернобыльском фонде.

Украинская сторона, ранее в значительной степени доверявшая опыту и репутации ЕБРР и не возражавшая против того, чтобы ответственность по проекту несли Банк и Группа управления проектом, все больше осознает, что нужно отстаивать свои интересы. Звучит даже мнение, что украинские строительные организации справились бы с проектом «Укрытия-2» не менее эффективно, но заметно более дешево. А миллиард долларов — во столько сегодня оценивается проект — не такая уж неподъемная на сегодня сумма для нашей страны, особенно учитывая, что финансирование будет длиться несколько лет.

Впрочем, поезд ушел, и исключить ЕБРР из процесса строительства нового укрытия сегодня можно только с очень большим скандалом, который негативно отразится и на других проектах, в которых участвует Банк.

Два слова о политической ситуации. Новый виток конфликта достался уже новому правительству, которое, по нашим данным, еще не до конца вникло в ситуацию и не определилось со своими интересами в ней. Пока, судя по высказываниям вице-премьера А.Клюева, Кабмин занял традиционную для всех украинских правительств в начале их работы позицию взаимопонимания с ЕБРР. Кроме того, по некоторым данным, общее настроение в правительственной команде — «делать не так, как хочет президент». И если последний выступал за уточнение требований к проекту, то правительство может поддержать существующие, утвержденные Банком.

Курс на поддержку ЕБРР в совокупности с «духом противоречия» делает правительство ситуационным союзником Банка и выбранного им победителя тендера. Однако когда интересы «донецких деловых кругов» в проекте будут осознаны ими, ситуация может измениться.

Хочется надеяться, что в своем взаимодействии с ЕБРР правительство будет последовательно отстаивать интересы прежде всего Украины — даже не как государства, а как земли и страны. Главный из этих интересов, напомним правительству, заключается в следующем: чтобы на месте старого протекающего саркофага на ЧАЭС было как можно быстрее и как можно качественнее построено новое укрытие, под крышей которого должны быть проведены работы по разборке завала и извлечению и захоронению всего находящегося там топлива. То есть важен результат. Не для нынешних украинских и европейских чиновников, а для будущих поколений нашей страны. Кто будет подрядчиком и даже кто профинансирует эту работу — вопросы уже вторичные.

Владимир КОВАЛЕНКО

Зеркало Недели
MOHCTP-2
Чернобыльский узел

Двадцатилетие объекта "Укрытие", который в 1986 г. был построен над 4-м энергоблоком ЧАЭС, "ознаменовалось" новым ЧП на Чернобыльской атомной станции.

14 сентября ее гендиректор Игорь Грамоткин отменил результаты тендера на строительство нового безопасного конфаймента (НБК), т.е. сооружения, которое должно была накрыть уже изрядно постаревшее "Укрытие".

В результате повис в воздухе вопрос строительства самого сложного и опасного объекта на ЧАЭС, от которого во многом зависит экологическая безопасность не только Украины, но и Европы.

Если в ближайшие 15 лет (а это не так уж и много, учитывая уникальность объекта и огромные риски при его строительстве) НБК не будет построен, Украина рискует в скором времени получить вторую Чернобыльскую катастрофу. Ведь по оценкам специалистов, радиационная опасность 4-го энергоблока с каждым годом увеличивается.

Как только стало известно об аннулировании результатов торгов, в Киев немедленно приехал Фабрицио Саккомани, вице-президент ЕБРР, который является распорядителем Чернобыльского фонда "Укрытие". После переговоров руководства ЕБРР с украинским правительством в лице вице-премьера Андрея Клюева, МЧС приостановило приказ Грамоткина об отмене тендера.

Кроме того, была назначена специальная государственная комиссия, которая должна представить результаты своей работы после нового визита руководства ЕБРР, который должен состояться 6 октября.

Тендерные правила

Конфликт вокруг тендера на строительство НБК обострился в феврале 2006 г., когда ЕБРР дал предварительное согласие на то, чтобы рекомендовать в качестве победителя французский консорциум NOVARKA, куда входят компании Vinci и Bouygues. Именно NOVARKA был признан победителем, поскольку запросил за свои услуги меньше, чем его соперник американская компания CH2M HILL.

Однако украинская сторона в лице руководства ЧАЭС не согласилась с таким решением банка и попыталась опротестовать его.

Для того чтобы было понятно, в чем состоит суть дела, немного о правилах проведения тендера на строительство НБК.

Согласно рамочным и грантовым соглашениям строительства объекта "Укрытие" финансируют страны-доноры, которые являются членами "Чернобыльского фонда "Укрытие".

Открытый тендер на выполнение работ по проектированию и строительству проводится в соответствии с правилами закупок товаров и услуг, которые существуют в ЕБРР.

Тендерные предложения участников рассматриваются Оценочным комитетом, состоящим из украинских и иностранных специалистов в два этапа: первый — рассмотрение технических предложений, второй — финансовых.

Управляет же всеми проектами, которые осуществляются за счет стран-доноров, так называемые Группы управления проектами (ГУП), которые состоят из западных консультантов и украинских специалистов.

После выбора наилучшего тендерного предложения, Оценочный комитет согласовывает свой оценочный отчет с ЕБРР и предоставляет его на рассмотрения Группе высшего руководства, которая состоит из представителя МЧС Украины, гендиректора ЧАЭС и руководителя ГУП. После того как Группа высшего руководства подтверждает, что рекомендованный Оценочным комитетом проект является наилучшим для ЧАЭС и Украины, Чернобыльская станция заключает договор с победителем тендера.

Чего хочет ЧАЭС?

Как следует из "Доклада ГСП ЧАЭС по организации торгов НБК", который был представлен на рассмотрение государственной комиссии, руководство Чернобыльской АЭС несколько раз указывало руководству ЕБРР на нарушения правил закупок товаров и услуг, которые установлены самим же ЕБРР.

Кроме того, руководство ЧАЭС настаивает на том, что западные консультанты в процессе обсуждения тендерных предложений практически не учитывали мнения украинских специалистов.

Так в Докладе говорится, что отчет Оценочного комитета, который признает лучшим тендерное предложение NOVARKA, одобрили только иностранные эксперты: "большая часть специалистов ЧАЭС возразила против принятия такого решения, мотивируя это наличием в предложении NOVARKA существенных отклонений от требований тендерной документации Заказчика (т.е. ЧАЭС. — Ред.)".

Иными словами, предложения NOVARKA в значительной мере не соответствуют требованиям, которые ЧАЭС предъявляет к участникам торгов. А значит, если признать этого участника победителем, то нового конфаймента, именно в том виде, в котором он необходим, мы можем не дождаться никогда.

Однако мнение украинской стороны комитета относительно предложения NOVARKA не было внесено в отчет Оценочного комитета. Его оформили как особое мнение части экспертов. И это несмотря на то, что эти же самые обстоятельства, а также нарушения правил тендерных процедур, подтвердил и независимый эксперт ЕБРР Бернард Гувье.

Кроме того, украинская сторона утверждает, что оценочный комитет не представил свой отчет о тендерных предложениях группе высшего руководства, в которую, как уже было сказано, входили руководство МЧС Украины и ЧАЭС. Таким образом, как сказано в докладе, Украина фактически лишилась возможности провести заключительный анализ тендерного предложения и определиться с тем, соответствует ли он ее ожиданиям.

ЧАЭС много раз доводило до руководства ЕБРР, что не согласна с выбором консорциума NOVARKA в качестве победителя тендера, и предлагала провести дополнительные консультации. Но ни на одно из этих обращений не последовало ответа.

Для того чтобы прояснить ситуацию вокруг тендера, с апреля по сентябрь 2006 г. Комитет по закупкам и контрактным вопросам ЕБРР проводил расследование этого дела. Но в результате 13 сентября в адрес ЧАЭС пришел отчет о расследовании и сопроводительное письмо ЕБРР, в которых опять рекомендовало заключить контракт на строительство НБК с консорциумом NOVARKA.

Финансовый капкан

Среди весомых причин, по которым был отменены результаты тендера, руководство ЧАЭС называет и большие непредсказуемые риски для государственного бюджета Украины.

Как сказано в Докладе руководства ЧАЭС о результатах торгов НБК, у нас "до сих пор не заключено соответствующее соглашение о гранте для финансирования будущего контракта НБК, т.е. документально не зафиксировано четких обязательство сторон в отношении проекта. Таким образом, у ЕБРР нет формальных обязательств по финансированию данного проекта".

Иначе говоря, пока не заключено никаких договоров о финансировании строительства объекта "Укрытие", ни с донорами, ни с ЕБРР. И в любой момент, если эти договора после проведения тендера не будут заключены, все обязательства по финансированию проекта автоматически лягут на украинский государственный бюджет, а это по предварительным оценкам, как минимум, $800-900 млн.

Кроме того, тендер по НБК проводится одновременно на разработку проекта конфаймента и на его строительство. Все это по условиям торгов должен делать один и тот же генподрядчик. Таким образом на момент заключения договора с победителем тендера еще неизвестно, во сколько точно выльется строительство объекта. Ведь ни проекта, ни его сметы еще даже не существует. А поскольку объект уникальный и очень опасный, слишком много рисков, которые неизбежно влекут за собой удорожание стоимости работ.

Дела минувших дней

Комментировать ситуацию вокруг тендера на строительство НБК пока никто не хочет.

Вице-премьер по энергетическим вопросам Андрей Клюев сразу же после визита Фабрицио Саккомани заявил, что вопрос уже практически урегулирован. В самом же ЕБРР не столь оптимистичны. Как сообщил "УП" пресс-секретарь Банка Антон Усов, свою позицию ЕБРР огласит лишь по окончании визита его руководства в Киев, т.е. 6 октября.

Молчат пока и в правительстве, и на самой ЧАЭС, ссылаясь на то, что не могут комментировать ситуацию до окончания работы государственной комиссии.

В такой ситуации есть все основания предполагать, что правительство постарается как можно меньше ссориться с ЕБРР, который финансирует массу проектов в украинской экономике.

Мало того, в 2003 г., когда похожий скандал разразился вокруг строительство хранилища для отработанного ядерного топлива сухого типа ХОЯТ-2, ситуацию "разруливал" тот же г-н Клюев, который тогда тоже был вице-премьером по энергетике.

Когда в 2003 г. прошли плановые сроки сдачи в эксплуатацию ХОЯТ-2, которое строила французская компания Framatom, выяснилось, что при проектировании хранилища не было учтено, что под оболочкой отработанного топлива находится вода, и ее нужно высушить. Для хранения же топлива в мокром виде это хранилище не предназначено.

В 2003 г., как водится, пошумели, г-н Клюев провел очередные переговоры с ЕБРР и заверил общественность, что вопрос будет решен. Но только вот ХОЯТ-2 не достроен и по сей день. По оценкам американских экспертов, для этого потребуется от $150-200 млн. И это при том, что стоимость проекта сегодня уже составляет около $113 млн.

Да и вообще, сегодня на ЧАЭС не доведен до конца ни один объект, необходимый для снятия ее с эксплуатации. Хотя сроки сдачи прошли еще в 2001-2005 г. Такая ситуация во многом результат работы тех правительств и руководства МЧС, при которых в 1999-2003 гг. проводились тендеры и заключались договора на строительство этих объектов.

Все потуги тогдашних чиновников, по сути, свелись к увещеванию ЕБРР и инвесторов, а также к тому, чтобы замять очередной скандал. Научил ли их чему-нибудь этот опыт, неизвестно.

Антонина Бажан, для "Украинской Правды"

pravda.com.ua

Украина может не получить финансовую помощь для проекта "Укрытие"

Доноры могут отказать Украине в финансировании проекта "Укрытие" для Чернобыльской АЭС в случае затягивания его реализации.

Такое мнение высказал журналистам президент европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер, комментируя конфликт вокруг подведения итогов тендера на строительство саркофага.

"Конечно, Украина определяющая сторона и сейчас она должна принять решение, но, я думаю, что если Украина скажет "нам это не надо", то доноры могут сказать "хорошо, тогда нет денег", - отметил глава ЕБРР.

Лемьер напомнил, что "технические спецификации относительно "Укрытия" очень давно одобрены Украиной, и это было необходимо для начала тендера". Глава ЕБРР уверен, что тендер проведен без нарушений. Это подтвердила завершившаяся несколько дней назад независимая экспертиза.

О результатах экспертизы Лемьер проинформировал премьер-министра Виктора Януковича и вице-премьера Андрей Клюева. Они заверили, что примут во внимание это мнение и определятся в ближайшее время. "Время идет, решение не принято, "Укрытие" не строится, поэтому необходимо принимать решение сейчас", - пояснил глава ЕБРР. Лемьер напомнил в связи с этим, что следующая ассамблея доноров Чернобыльского фонда "Укрытие" состоится в конце октября.

ЕБРР объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового безопасного укрытия в марте 2004г. В ходе первого этапа тендера в ноябре 2004г. технические предложения подали группа компаний Alexandroff (Франция), предприятие NOVARKA, а также американо-украинский консорциум в составе CH2M Hill, "Интербудмонтаж" и ПО "Южмаш" (оба - Украина).

В конце ноября 2005г. в Киеве прошел второй этап тендера, участие в котором взяли СП "NOVARKA" (участники Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES (оба - Франция) и CH2M Hill (США). Во время вскрытия конвертов были озвучены проектные предложения на уровне: NOVARKA - 312 млн 568 тыс. 848,53 евро + 139 млн 663 тыс. 314,14 долл., CH2M Hill - 584 млн 157,744 тыс. долл. Лучшими признаны предложения европейской компании.

В апреле 2006года президент Украины Виктор Ющенко не исключил проведения повторного тендера в случае невыполнения победителем дополнительных условий. Речь шла о прочности объекта, ограничениях в площади застройки и других факторах.

Новый саркофаг предусматривает преобразование разрушенного четвертого блока Чернобыльской АЭС в экологически безопасный объект. В соответствии с планами, перекрытие в форме арки высотой 100 м и протяженностью 250 м будет смонтировано на безопасной площадке вблизи объекта и затем надвинуто на старый саркофаг. Оно спроектировано таким образом, чтобы обеспечить надежное укрытие для остатков реактора. Перекрытие также будет снабжено оборудованием для проведения необходимых работ в будущем, например, разборки неустойчивых элементов старого укрытия и извлечения его радиоактивного содержимого.

В прошлом году ООН опубликовала доклад "Наследие Чернобыля", посвященный 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно этим данным, в настоящее время структурные компоненты саркофага, в котором находится аварийный реактор Чернобыльской АЭС, повреждены и могут разрушиться, что приведет к утечке радиоактивных частиц.

Кроме того, в докладе, составленном по результатам работы более чем сотни специалистов, отмечалось, что общее число жертв Чернобыльской катастрофы составило около 4 тыс. человек. В эту цифру входят 50 чернобыльцев, умерших от острой лучевой болезни, 9 детей, скончавшихся от рака щитовидной железы, а также 3 тыс. 940 человек из числа чернобыльцев-ликвидаторов и жителей наиболее зараженных областей, причиной смерти которых послужили раковые заболевания, вызванные радиацией.

В общей сложности, по данным международных экспертов, около 600 тыс. человек подверглись большим дозам радиоактивного излучения в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий.

Для экономики Украины и Белоруссии из-за Чернобыльской катастрофы было потеряно 784,32 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 694,2 тыс. га лесов. При этом, как указывают международные эксперты, последовавшая рекультивация земель, хотя и сделала возможным производство "чистых продуктов питания", но сопряжена со значительными затратами на удобрения, кормовые добавки и особую технику культивации.

Корреспондент.net
MOHCTP-2
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Визит в Украину президента ЕБРР Жана Лемьера не внес определенность в судьбу «чернобыльских» проектов банка, и в первую очередь — тендера на строительство «Укрытия-2». Как сообщил «ЗН» директор Чернобыльской АЭС Игорь Грамоткин, согласно выводам правительственной рабочей группы, он имел право подписывать приказ об аннулировании торгов по тендеру на строительство нового саркофага. Однако никаких официальных решений по этому поводу по-прежнему не принято. Тем не менее в ходе переговоров президента ЕБРР с руководством страны стороны заверяли друг друга в полном взаимопонимании.

Как сообщил в четверг, в день визита банкира, министр экономики Украины Владимир Макуха, работа правительственной комиссии по рассмотрению ситуации, сложившейся вокруг решения директора ЧАЭС об отмене результатов тендера, еще продолжается. По его мнению, от этого зависит успех строительства второго укрытия над четвертым реактором. «Нас не интересует, кто будет выполнять работы, главное, чтобы они были выполнены качественно и своевременно», — многозначительно отметил В.Макуха.

Днем ранее вице-премьер Дмитрий Табачник высказал мнение, что директор ГП «Чернобыльская АЭС» Игорь Грамоткин превысил свои полномочия, расторгнув соглашение с компанией NOVARKA (Франция) относительно строительства «Укрытия-2» над четвертым реактором ЧАЭС. Он отметил, что «любые действия, которые выходят за пределы полномочий должностного лица — незаконны». По его словам, директор превысил полномочия, поскольку, по его мнению, этот вопрос должен согласовываться с профильным министерством и Кабмином. «Это напоминает ужасный уровень безответственности», — считает он. Кстати, по словам Игоря Грамоткина, несмотря на решение правительственной комиссии, он все еще отстранен от исполнения обязанностей директора ЧАЭС.

Тем временем президент ЕБРР Жан Лемьер в ходе встречи с президентом Украины Виктором Ющенко сообщил, что банк планирует на 50% увеличить финансирование своих проектов в Украине в нынешнем и 2007 году.

Говоря об увеличении финансирования проектов в Украине, Ж.Лемьер подчеркнул, что речь идет о внедрении энергосберегающих технологий, реабилитации старых мощностей (ТЭЦ, ГРЭС, малых электростанций), о муниципальных проектах, а также о проектах развития транспортной сети Украины.

Ж.Лемьер отметил «новые перспективы сотрудничества с частным сектором Украины, что, в свою очередь, позволит увеличить количество рабочих мест в стране». ЕБРР также рассматривает возможность работы над украинскими проектами совместно с Европейским инвестиционным банком.

Президент Украины подтвердил неизменность внешнеполитического курса Украины по евроинтеграции и высказал свое видение общей энергетической безопасности Европы и Украины.

Кроме того, В.Ющенко предложил Ж.Лемьеру провести в 2009 году в Киеве ежегодное собрание ЕБРР.

О переговорах по продолжению работы над объектом «Укрытие» в Чернобыле в официальных сообщениях звучало вскользь. Известно только, что в беседе с украинской стороны приняли участие глава секретариата президента Виктор Балога (который до недавних пор курировал проект, находясь на посту министра по делам ЧС) и первый заместитель главы секретариата Арсений Яценюк. Со стороны ЕБРР также присутствовали директор бизнес-группы Оливье Декамп и директор в Украине, глава представительства ЕБРР Камен Захариев.

Zerkalo-Nedeli

«Донецкие» и социалисты «сели» на деньги саркофага?

Зачем «донам» «крышевать» международные проекты в Чернобыле? Ответ прост: «Укрытие-2» – далеко не единственное, что ЕБРР патронирует в Украине. В ближайшие несколько лет он планирует направить в Донецкую область просто колоссальные инвестиции.

Строительство нового «Укрытия» над четвертым блоком Чернобыльской АЭС приостановлено. Причина – очевидное разворовывание бюджета, выделенного на проект странами-донорами. Причем разворовывание, что любопытно, иностранцами – компаниями-подрядчиками.

Оператором донорских денег, согласно давнишним договоренностям, выступает ЕБРР . Еще в 1995-м году, когда Украина, «Большая семерка» и Комиссия Европейского Содружества договорились о закрытии ЧАЭС, был разработан специальный план по превращению «Укрытия» в экологически безопасный объект. Главный пункт – возведение «Укрытия-2».

Дурной пример

Маршруты функционирования денег в Чернобыле слишком отчетливо напоминают "оффшорку". Тендеры по реализации определенных проектов тут всегда выигрывали «нужные» компании. Отчитываясь о предоставлении неких «консультационных» услуг, они регулярно просили увеличить бюджет, ввиду возникновения неких «непредвиденных сложностей».

Так, с конца 90-х на станции должны были, кроме прочего, построить три специализированных завода. Сооружение одного из них начали в 1999-м, планируя закончить в 2003, потом – в 2006… Ныне здесь - полузаброшенный долгострой, «съевший», тем не менее, несколько десятков миллионов евро. С момента старта проекта цена каждого объекта возросла в среднем на 30-40%.

Руководство станции менялось достаточно часто, правительство в стране тоже. Обосновывая перманентные подорожания, ссылались и на условия политической нестабильности, затрудняющие какое-либо долгосрочное планирование.

Схемы получения прибыли на атомной угрозе «обкатали» «на ура», однако реализовывать их без помощи некоторых высших украинских чиновников представлялось все же затруднительным. ЧАЭС, несмотря на свою дурную славу, привлекала и привлекает слишком много охочих до относительно легкого заработка. Очевидно последние ротации в "Энергоатоме" выведут эти процессы на качественно новый виток.

Без отката нет проката

Первичную огласку сложившаяся ситуация получила благодаря стечению ряда обстоятельств.

«…У діях осіб, які організували корупційну схему навколо будівництва об’єкта укриття Чорнобильської АЕС та декілька років займалися «відмиванням» коштів, вбачаються ознаки злочинів. Серед цих осіб є не лише громадяни України, які займають посадове становище, але й іноземці», - это цитата из депутатского запроса нардепа Святослава Олейника (фракция БЮТ), поданного им в пятницу на имя Генпрокурора. Надежности ради, господин Олейник самолично занес документ в здание на Резницкой. В ближайшее время он пообещал направить аналогичные обращения в адрес господ Януковича, Горбулина и Дрижчаного.

Поводом для составления депутатского обращения «Щодо ситуації навколо будівництва об’єкта укриття на Чорнобильській АЕС» стал последний эфир «Закрытой зоны» на «5 канале», где, кроме прочего, демонстрировалась пленка оперативной съемки (по некоторой информации - СБУ), запечатлевшей разговор, состоявшийся прошлым сентябрем в городе-спутнике ЧАЭС Славутиче.

«Під час ефіру було продемонстровано відеоматеріал, на якому чітко видно, як один з керівників іноземної фірми-підрядника, яка виконує будівельні роботи на Чорнобильській АЕС, а саме представник ГМБХ «Нукем» Райнер Гьорінг разом з директором Міжнародного Чорнобильського центру Євгеном Гаріним намагаються втягнути у корупційну схему посадових осіб ДСП «Чорнобильська АЕС». Одразу ж після сюжету цю інформацію підтверджує відсторонений від виконання своїх посадових обов’язків директор Чорнобильської АЕС Грамоткін І.І. Саме йому пропонували чималі суми грошей за надання згоди на продовження строків будівництва за контрактом та необґрунтоване погодження збільшення вартості робіт на об’єктах. У цьому ж відеоматеріалі високопосадовець німецької фірми детально описує існуючі корупційні схеми та шляхи, через які можна робити «відкати» чималих сум з фонду фінансування будівництва на Чорнобильській АЕС», - сказано в обращении.

«Чималі суми» - более миллиона долларов (!), 3% от «бюджета вопроса». От гендиректора станции требовалось всего лишь несколько подписей, но Грамоткин «заманчивое предложение» отверг.

Хуже атомной войны

«Організаторами таких схем виступали іноземні підрядники, які і отримували майже весь прибуток від їх реалізації, українські ж підприємства отримували лише незначні суми, хоча вся відповідальність за виконання умов тендерів покладалася саме на них», - указано, кроме прочего, в запросе Святослава Олейника.

По мнению нардепа материалов, продемонстрированных в эфире «5 канала», «достатньо для того, аби порушити кримінальну справу за фактом корупційних діянь та в процесі розслідування цієї справи встановити розмір шкоди, завданої державі неправомірними діями». На такой развязке, с возбуждением уголовного дела по господам Гёрингу и Гарину Олейник собственно и настаивает.

К сожалению, зафиксированное на пленке – лишь «цветочки». Ведь речь идет об «откате» за один из тех трех заводов, бесконечно долго возводимых на станции. Пока дело имело локальный характер – все это было еще относительно терпимо и, в принципе, поддавалось «укрощению».

Но сооружение «Укрытия-2» вопрос принципиально иного плана - не только национальной, но и всепланетной безопасности. Если «закрысить» на этом пару миллионов, безмерно оттягивая сдачу арки (по плану, она должна накрыть собою нынешний саркофаг), последствия могут приключиться самые фатальные.

Француз французу глаз не выклюет

Победителем тендера на проектирование и возведение «Укрытия-2» стала французская компания «Новарка», уже не лучшим образом зарекомендовавшая себя в эпопее по строительству упоминаемых заводов.

Сам тендер проходил в условиях, далеких от прозрачности. Так, членов оценочного комитета конкурса со стороны Украины (в том числе – руководство станции и представителей МЧС) с их «особым мнением», не единожды озвучиваемым во время торгов, всячески пытались «загнать под лавку». Многостраничные описания всех этих перипетий были сейчас предоставлены в распоряжение специальной межведомственной правительственной комиссии, выясняющей обоснованность решения Игоря Грамоткина, который 14-го сентября сего года специальным приказом (за номером 684) аннулировал результат тендера.

Комиссию сформировали по распоряжению вице-премьера Андрея Клюева. На время ее работы – отстранили Грамоткина от исполнения служебных обязанностей. А действие самого указа №684 МЧС (возглавляемое тогда Виктором Балогой) приостановили уже 15 сентября.

Примечательно, это первый случай, когда заказчик (ЧАЭС) занял столь принципиальную позицию. Серьезный фактор, поддерживающий «боевой дух» «восставшего» руководства станции – моральная поддержка стран-доноров. Последние, вестимо, страшно недовольны фактом размывания (точнее сказать – разворовывания) выделяемых ими средств. Госдеп США, по крайней мере, занял однозначную позицию. Будто бы Кондолиза Райс даже звонила президенту ЕБРР господину Лемьеру с прямым требованием «прекратить дерибан в Украине».

В ближайшее время американцы планируют прислать на ЧАЭС специальную проверку.

Коалиционные поруки

Для ускорения процессов легализации тендерной документации прибегли к старому доброму методу – помощи высшего руководства страны. В данном конкретном случае – профильному вице-премьеру Клюеву, которому «вложили в уши» простую вещь: коррумпированное руководство станции, сидящее у американцев (доноров – С.К.) «на зарплате», препятствует реализации плановых проектов.

Андрей Петрович отреагировал незамедлительно – комплектацией названной комиссии. Следует полагать, независимо от результата разбирательств Игорь Грамоткин в свой кабинет, скорее всего, уже не вернется.

На столь стратегически важный, к тому же – потенциально «хлебный» объект, правительству проще поставить надежного человека. Ну, по крайней мере, такого, который не станет смущаться предложениями многомиллионных откатов…

Зачем «донецким» это «крышевание»? Ответ прост: ЧАЭС – далеко не единственный и не главный проект, реализуемый в Украине данной организацией. Достаточно полистать Программу социально-экономического развития страны, утвержденную намедни Верховной Радой на ближайшие несколько лет, чтобы убедиться - в Донецкую область ЕБРР направляет просто колоссальные инвестиции. Чуть меньше – в другие юго-восточные регионы. Большие проекты – большие деньги. Понятно, «стопорить» их, неся прямые и косвенные убытки, не выгодно никому.

Исходя, видимо, именно из этих соображений, вице-премьер решил лично поучаствовать в «разруливании» чернобыльской темы. По информации «Обозревателя», после обнародования указа №684 Андрей Клюев лично позвонил Игорю Грамоткину на мобильный и в свойственной ему скверной словесной манере потребовал «спустить дело на тормоза».

Через день Грамоткину последовал еще один звонок, от «рядового народного депутата» Андрея Деркача, назначенного теперь главою «Энергоатома». Андрей Леонидович красивых фраз тоже не выбирал, попросту пояснив Игорю Ивановичу: отныне он - его личный враг.

Впрочем, донецкие донецким рознь. Как удалось узнать, на господина Грамоткина выходили и другие желающие разобраться в ситуации, на этот раз – якобы по личному поручению Виктора Януковича. Сие, логично, свидетельствует, как минимум, - об атмосфере взаимного недоверия, царящего в правительственной команде. В том числе – по столь стратегически важным денежным вопросам.

Вполне возможно, приведеннын факты – не более, чем свидетельство чрезвычайной личной озабоченности господ Клюева и Деркача ситуацией, сложившейся в Чернобыле.

Однако знание некоторых отечественных традиций трансформации власти в бизнес и бизнеса во власть подталкивает к другим выводам. Так или иначе, «разборки» по данному вопросу продолжаются, а ход их контролируется на самом высоком уровне.

П.С. К моменту сдачи материала стало известно о том, что межведомственная комиссия признала действия Грамоткина справедливыми, а сам он вернулся к исполнению служебных обязанностей.

Соня КОШКИНА

Obozrevatel
MOHCTP-2
Все хотят в Чернобыль

Наталия Богута

Действующие процедуры проведения тендеров и реализации проектов на Чернобыльской атомной электростанции не позволяют эффективно использовать средства стран-доноров. Исправить ситуацию поможет создание государственной системы контроля над реализацией международных проектов

Шесть месяцев понадобилось Европейскому банку реконструкции и развития на то, чтобы рассмотреть и отклонить жалобу американской компании CH2M HILL — одного из участников тендера по выбору подрядчика на строительство нового безопасного конфайнмента (НБК) над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭС. Упрямое нежелание банка замечать очевидные нарушения тендерной процедуры подвигло директора Чернобыльской атомной электростанции на отчаянный шаг. В середине сентября Игорь Грамоткин издал приказ об аннулировании результатов тендера и отклонении всех тендерных предложений по проекту НБК. И хотя на следующий день действие приказа было приостановлено, правительство Украины, мировая общественность и страны-доноры получили сигнал о том, что конфликт между ЧАЭС и ЕБРР приобрел международный размах.

Конфликт интересов

«Сегодня мы впервые заговорили о государственных интересах, впервые заявили о неквалифицированных подрядчиках. Раньше боялись: думали о том, что скажет банк, не прекратит ли финансирование», — признался «Эксперту» Игорь Грамоткин. Юридически Грамоткин имел все основания покончить с неопределенностью вокруг выбора подрядчика на строительство НБК — в тендерной документации станция фигурирует как заказчик. Смелости директору ЧАЭС придала и поддержка со стороны Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС). Тем не менее попытка Грамоткина поставить точку в затянувшемся конфликте натолкнулась на сопротивление как со стороны ЕБРР, так и со стороны некоторых украинских чиновников и парламентариев.

Технико-экономическое обоснование концептуального проекта НБК «Арка» (его еще называют «Укрытием-2») было утверждено Кабинетом министров в июле 2004 года. Проект разрабатывался консорциумом, в который вошли корпорации Bechtel (США), EDF (Франция) и Battelle (США), при участии Киевского института «Энергопроект» и Научно-технического центра «Укрытие». Над старым саркофагом, сооруженным вскоре после аварии силами советских инженеров и строителей, будет возведен новый колпак в виде арки. После чего начнется разборка старого саркофага, срок эксплуатации которого уже закончился, и тогда можно будет приступить к выгрузке топлива — только после этого исчезнет угроза, связанная с возможностью цепной ядерной реакции на разрушенном энергоблоке. Разрушенный взрывом четвертый энергоблок опасен: внутри него находится двести тонн облученного топлива, которое продолжает ионизировать — уровень радиации там достигает 3400 рентген в час. Основная задача нового конфайнмента — защитить персонал станции, население и окружающую среду от облученного топлива, мелкодисперсной радиоактивной пыли, а также жидких и твердых радиоактивных отходов. Кроме того, он должен создать относительно безопасные условия для работы внутри блока, из которого необходимо извлечь отработанное ядерное топливо и отходы.

«Укрытие-2» — самый дорогой проект, который реализуется в рамках программы вывода из эксплуатации Чернобыльской станции. Его общая стоимость оценивается более чем в 1,2 млрд долларов. Поэтому недостатка в желающих принять участие в объявленном в марте прошлого года тендере на проектирование и строительство НБК не было. Однако после жесткого отсева остались всего два претендента: американо-украинский консорциум в форме СП «CH2M?CAI Чернобыль», который предложил построить «Арку» за 584,2 млн долларов, и франко-немецкое СП NOVARKA, представившее проект стоимостью 519,5 млн долларов. Поскольку франко-немецкий консорциум предложил меньшую цену, сформированный из представителей иностранных компаний и сотрудников ЧАЭС Оценочный комитет приступил к рассмотрению их коммерческого предложения. В процессе оценки выяснилось, что NOVARKA отказывается от некоторых обязательств, выписанных в тендерных условиях по проекту (об этом сообщил тогдашний глава МЧС Виктор Балога в мартовском письме-обращении к представителям стран-доноров). Специалисты ЧАЭС и МЧС предупредили, что невыполнение СП этих обязательств может сорвать реализацию проекта. ЕБРР, руководствуясь подписями иностранных участников Оценочного комитета под отчетом о признании победителем тендера предприятия NOVARKA, поставил на нем резолюцию «не возражаю». Однако официально победитель тендера так и не был оглашен — украинская сторона, в том числе и президент Виктор Ющенко, потребовала более детального изучения франко-немецкого предложения.

Кто в доме заказчик?

Первый камень в строительство НБК должны были заложить еще в марте этого года. Остановка по требованию произошла по нескольким причинам, главная из них — неспособность Украины эффективно управлять чернобыльскими проектами. Проблемные проекты накапливались на ЧАЭС как снежный ком. Первый тревожный звонок прозвучал в 2003 году, когда были выявлены ошибки в проекте по строительству хранилища для отходов ядерного топлива сухого типа (ХОЯТ-2). Он реализовывался консорциумом, образованным компаниями Framatome, Campenon Bernard SGE и Bouygues Travaux Publіcs. Сейчас идут переговоры о продолжении этого проекта американской компанией Holtec International.

Стоимость почти всех чернобыльских проектов со временем возрастала в два-три раза, а отставание от сроков, обозначенных в проектной документации, доходило до восьми лет. В последние пять лет большинство проектов пребывают в подвешенном состоянии, однако западные подрядчики в накладе не остаются. По данным МЧС, иностранной компании (по тендерной документации — консультанту) в рамках так называемого Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» — SIP с 1998 года было выплачено 90 млн долларов. Некоторых экспертов смущает и то, что зарубежные компании продолжают зарабатывать и после введения объектов в эксплуатацию. Например, завод по переработке жидких радиоактивных отходов построен таким образом, чтобы необходимый в процессе его эксплуатации бетон Украине приходилось ввозить из Франции. Кроме того, на проводимых ЕБРР тендерах побеждали одни и те же фирмы, а задействованные в проектах сотрудники ЧАЭС получали дополнительную зарплату от зарубежных подрядчиков. Получается, что на месте Чернобыльской катастрофы образовалась черная дыра, без ощутимой пользы поглощающая деньги стран-доноров.

Сейчас главная задача для Украины — скорейшее строительство НБК. То, как скоро и насколько успешно будет реализован этот проект, не в последнюю очередь зависит от подрядчика. При действующих правилах проведения тендера не ошибиться в его выборе будет сложно. Сугубо ценовой критерий уже доказал свою неэффективность. Есть риск, что в ходе тендера претендент будет демпинговать, но в ходе строительства объекта в несколько раз увеличит смету. Кроме того, для более эффективной реализации чернобыльских проектов необходимо изменить порядок проведения работ: вначале проводить тендер на проектирование, затем — проектные работы и их экспертизу и только после этого объявлять тендер на определение подрядчика строительства. Пока самый успешный проект на ЧАЭС — «Стабилизация» (работы по укреплению построенного в 1986 году временного саркофага над четвертым энергоблоком), и реализовывался он именно таким образом. Во всех остальных случаях проектировщик и подрядчик строительства объекта отбирались одновременно.

На все политическая воля

Конфликт между ЧАЭС, МЧС и ЕБРР придется улаживать новому правительству. На прошлой неделе комиссия под руководством министра экономики Владимира Макухи, в которую вошли чиновники министерств, ведомств и депутаты, уже дала оценку поступку Игоря Грамоткина. В ее отчете подробно изложены причины, побудившие директора станции издать столь радикальный приказ, и сделан вывод, что такой шаг был оправданным. Этот отчет подписали десять членов комиссии из тринадцати.

Приказ директора ЧАЭС об аннулировании результатов тендера вынудил президента ЕБРР Жана Лемьера прибыть в Украину. В конце прошлой недели он встретился с президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем. Целью его визита было решить вопрос о признании результатов тендера на уровне главы Кабмина. Однако переговоры так ни к чему и не привели: единственным итогом встречи Януковича и Лемьера стала договоренность о продолжении деятельности рабочей группы под руководством Владимира Макухи и вице-премьера Андрея Клюева. Стороны намерены обсудить проблему тендера в Лондоне, куда Янукович отправится с рабочей поездкой 18 октября

Договоренность с ЕБРР и признание компании NOVARKA победителем тендера способны ускорить сооружение «Укрытия-2». Но это же решение грозит Украине выяснением отношений с Соединенными Штатами и судебными исками от CH2M HILL. По информации «Эксперта», вскоре в Украину приедут представители Конгресса США, которые будут проверять деятельность Чернобыльского фонда «Укрытие». Скорее всего, за американскими аудиторами последуют немецкие. Дело в том, что страны-доноры уже начали задаваться вопросом, куда и зачем уходят деньги их налогоплательщиков. Улаживание конфликта путем объявления нового тендера также грозит Украине международным скандалом: ЕБРР на Ассамблее доноров может обвинить нашу страну в намеренном срыве тендера. Кроме того, это затянет сроки строительства НБК, поскольку на подготовку тендерной документации понадобится минимум три месяца и еще минимум полгода — на определение победителя. Поэтому компромиссным решением может стать проведение третьего тура тендера с уже имеющимися участниками — компаниями «CH2M?CAI Чернобыль» и NOVARKA. Однако в этом случае придется полностью обновить состав Оценочного комитета, чтобы избежать возможного предвзятого отношения его членов к участникам тендера.

Отсутствие со стороны Украины эффективного контроля над выполнением проектов долгое время позволяло иностранным подрядчикам зарабатывать на ЧАЭС и при этом не выполнять своих контрактных обязательств. Теперь новому правительству предстоит проявить политическую волю и выстроить эффективную вертикаль государственного контроля над выполнением на закрытой уже почти шесть лет назад под давлением мирового сообщества Чернобыльской станции международных проектов. Причем приоритет необходимо отдать возведению нового укрытия. Прежде всего это в интересах украинского общества, поскольку только тогда удастся предотвратить новую экологическую катастрофу. Кроме того, для Украины лучше, чтобы значительную часть работ проводили наши специалисты, задействовались отечественная техника и материалы. Иначе зависимость от доноров может сохраниться на десятилетия — пока Чернобыль будет угрожать людям.
Expert.Ru



Was added in 2 minutes 54 seconds:

Решение гендиректора Чернобыльской АЭС об аннулировании тендера признано обоснованным.

Правительственная комиссия признала обоснованным решение генерального директора Чернобыльской АЭС Игоря Грамоткина об аннулировании тендера на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента объекта «Укрытие», сообщает информационно-представительский отдел ЧАЭС. Межведомственная рабочая группа изучила причины и обоснованность решения об аннулировании тендера, подготовила отчет и представила его руководству Украины.

В отчете, в частности, отмечается, что «у заказчика (Чернобыльской АЭС) были весомые причины для того, чтобы принять решение об аннулировании тендера на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента». 5 октября руководитель рабочей группы, министр экономики Владимир Макуха и генеральный директор ЧАЭС Игорь Грамоткин представили отчет премьер-министру Украины Виктору Януковичу.

Глава Правительства поблагодарил коллектив Чернобыльской АЭС за четко занятую позицию в отношении тендера. Дальнейшие решения, связанные с тендером, будут приниматься органом государственного управления и Чернобыльской АЭС совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Как отметил И. Грамоткин, процесс еще не закончен: нужно искать совместные пути выхода из сложившейся ситуации, которая по его словам, не является кризисной.

Nuclear.Ru
Toxic
Вот у себя на харде откопал видео одно интересное ]]>здеся]]>
FroZEDByte
MOHCTP-2, фигасе ты сочинение тут накатал laugh.gif Думаю всё эт прочесть мне сложновато будет, достаточно слов-"Нам конец ohmy.gif Второй Чернобыль!"Второй Чернобыль приурочен к выходу Сталкер2 laugh.gif бугага
BlackDev
Цитата(Loxotron @ Sep 12 2004, 12:28)
Слышьте, а кто-нибудь знает что происходит за саркофагом?
Мож какие МОНСТРЫ наплодились smile.gif и есть ли какие-нибудь такие намёки в книгах вообще? blink.gif

Ну типа недавно смотрел передачу про чернобыль и там говорили на эту тему.
Жизнь в саркофаге кипит и неизвестно что будет когда его вскроют.
EmTiO
В новостях сегодня показали отрывки из художественного фильма "Аврора". Данный фильм рассказывает историю девочки по имени Аврора, которая пережила аварию на ЧАЭС. Фильм является номенантом на фильм года и оскар.
AtresTin
MOHCTP-2,
Интересный материал rolleyes.gif

п.с. А вот и я вернулся laugh.gif
vinc
Новость с С-Портала

Цитата
Об угрозе обрушения саркофага начали появляться сообщения в СМИ практически с апреля 2005 года, но как стало известно из неподтвержденных источников, позавчера на Чернобыльском саркофаге обрушилась стена, вследствие чего радиационный фон в Киеве и области повышен...

Также сообщалось, что вчера там побывал президент Ющенко, но решено было не делать никаких официальных заявлений, дабы не сеять панику.

Радиационный фон на данный момент ровно в 2 раза выше максимально допустимого (22 — 27 при максимально допустимых 14 мкР/час).

Ещё раз отметим, что данная информация не имеет официального подтверждения, однако, не лишним будет постараться, как можно меньше гулять на свежем воздухе и почаще делать влажную уборку в доме.

На сколько можно судить, такими вещами в общем то Лекс не шутит...
[quark]
Однозначно неправда...
Undertaker
vinc,
Бред, так как 15 декабря была поставлена новая металлическая конструкция, которая должна прослужить еще лет 15.

Думаю, прейдет Монстр и расскажет чуть подробнее wink.gif
Slider-xXx
Undertaker,
Цитата
прейдет Монстр и расскажет чуть подробнее

ты о ком?
Ялтинец
Slider-xXx, об участнике MOHCTP-2. Смотри выше его посты.
Хэш
]]>]]>]]>]]>
vinc
Нуизначально да, странноватая новость. Хотя конечно с какого бы Лексу постить Такое...
Undertaker
vinc,
Цитата
Нуизначально да, странноватая новость. Хотя конечно с какого бы Лексу постить Такое...


Я уже сам не знаю что думать. Так как, знакомые замеряли дозиметром фон в Киеве, на вчера он составлял 35, хотя должен быть 12-15(?)

Теперь вопрос, что в черном ящике?
vinc
Вот уж действительно, на с-портале в коментах объявился чел из "Славутича", говорит мол отец на ЧАЭС работает, типа всё нормально там. Мол кто то из шишек приезжал, но не Ющенко и не по экстренному делу.
Может быть вариант, что 35 в Киеве просто локально в этом месте? Фонит что-нить...

Хотя почему то до сих пор не укладывается в голове, что Лекс это просто так запостил, не уж то он сошел с ума до того, чтобы таким методом посещаемость поднимать?...Сомневаюсь как то
xolod
Чёрный_Уулгуй, Хорошая реклама, да.
Undertaker
vinc,
Приезжал Шуфрич новый МЧСник.
[quark]
С Шуфрычем можно забыть о Чернобыле... он покруче будет smile.gif))
А Лекс, наверное в инете нашел на каком-то "новостном" ресурсе и запостил горячий материал...
Хэш
отличное видео, австралийский журналист посетил Зону Отчуждения.
]]>https://www.youtube.com/watch?v=101OEaksU0s]]>
особенно когда в одной из квартир Припяти играют на пианино. аж муражко по коже...
Хэш




OlegatoR
неплохой рендер, реалистично smile.gif
SR_Demon.
Просто и со вкусом...
Зачет !
chaos
перехожу из основной темы...
]]>]]>
и где же тут заборы?
Rezak
А как ты увидишь проволочную сетку с такой высоты.
Crazy Max
да я сомневаюсь что и бюетонную стену можно увидеть(там толщина 15-20см)
chaos
там всё можно увидеть

Was added in 5 minutes 8 seconds:

]]>]]>
вот разве что... но оно не везде просматривается...
MOHCTP-2
chaos

Обратите внимание на это изображение
]]>]]>

Поверьте - в реальной Зоне предостаточно объектов, огроженных и не такими заборами...
Crazy Max
Цитата
там всё можно увидеть

Was added in 5 minutes 8 seconds:


вот разве что... но оно не везде просматривается...


а ты уверен что это забор, или ограждение какое нибудь?
вполне возможно что это какой-нибудь канал, или сливное сооружение, там помоему наоборот какое-то углубление blink.gif

Was added in 1 minute 6 seconds:

и посмотри на тени... это 90% яма какая-то
vinc
Имхо не яма а дорога проселочная, среди травы. Но не суть важно, это не забор и не ограждение.
Вон МОНСТР-2 показал доходчиво какие заборы там, такое точно с гугла не заметишь.
MOHCTP-2
ViNC
Цитата
такое точно с гугла не заметишь

Респект, здравая идея!
Вот аэрофотосъемка (не спутник), колючка здесь точно есть, но засечь это невозможно...
]]>]]>
Вот этот же участок с Гугля (аналогично)
]]>]]>
Crazy Max
Цитата
Но не суть важно, это не забор и не ограждение.

что есть, то есть.... эмм... точнее чего нет, того как гриться НЕТ biggrin.gif
доживем до пятницы(16 марта) или до воскресения(18 марта)!!!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.