Ровно год с того момента, как Сергей Григорович, генеральный директор GSC Game World, собрав в конференц-зале трудовой коллектив компании, объявил сотрудникам о роспуске команды разработчиков и об остановке работ над второй частью игры популярнейшей франшизы S.T.A.L.K.E.R. Я не буду в уже который раз писать о том, что пережили люди, которых всего в одно мгновение лишили того, чем они болели всей душой на протяжении стольких лет. Не буду снова говорить о молчании Сергея Константиновича, не прерывающееся уже год. Виноватых искать я тоже не буду. Знаете, почему?
Здесь нет смысла искать виновных. Такое, увы, случается регулярно – люди приходят, уходят, одни компании открываются, другие прекращают существование. Такое происходит сплошь и рядом. Просто в этот раз многих смутило отсутствие комментариев со стороны руководителя GSC. Скажу вот что. Абсолютно точно можно сказать следующее – причина роспуска команды S.T.A.L.K.E.R. 2 должна была быть очень, очень веской и обоснованной, чтобы Сергей Григорович, руководствуясь ей, был вынужден пойти на такое решение. Возможно, причина оказалась настолько глубокой, что озвучить ее значило бы очень ощутимо задеть чувства людей, обидеть их или даже пристыдить. Правда могла бы быть… неприятной. И дело здесь не в том, что директор компании до сих пор не находит в себе смелости сказать, что побудило его на такой нелегкий шаг. Этим молчанием Сергей добровольно вызвал огонь ярости фанов на себя, целиком и полностью, чтобы он не перекинулся больше ни на кого. Мне кажется, не всякий хотел бы удостоиться такой чести – понимать, что переложением вины на себя ты обрек себя на ежедневный шквал негативных отзывов с обязательным наличием красного словца и оскорбительных реплик в свой адрес. Григорович, однако, переложил эту тяжесть на себя…
Надо признаться, после того дня я еще достаточно долго тоже придерживался негативной точки зрения относительно действий Сергея. И лишь по прошествии времени, пытаясь анализировать малые крохи информации, рассуждая и сопоставляя единичные факты, я пришел к выводу, что был не прав. Мне стыдно, что таким образом я поддался эмоциям и возненавидел поступок Сергея. Это было неправильно. Потому что… Потому что так было надо. Было необходимо остановить это. Это было в его праве как владельца компании. И Сергей это решение принял, каким бы тяжелым оно ему не показалось. Объяснит ли он, зачем он это сделал – не знаю. Важно то, что ярость и негодование были… лишними.
Тем не менее, я полностью разделяю те чувства и эмоции людей, работавших над S.T.A.L.K.E.R. 2. Всё произошло внезапно, стремительно и неожиданно. Надо отдать им должное – не успев отойти от шока после услышанного, было решено в любом случае провести внутреннюю презентацию сюжета игры, специально для сотрудников. Наверное, это было очень странно и нелепо – видеть своими глазами Новую Главу в легендарном постапокалиптическом сеттинге, и понимать, что только что возможность реализовать эту Главу была отнята безвозвратно. Однако, даже после всего этого, ребята приложили все немыслимые усилия для того, чтобы предотвратить распад команды, и восстать из пепла под именем Vostok Games с новым собственным проектом Survarium. Я верю, что за ними не заржавеет, и их дебютная разработка станет очередным прорывом в украинском и даже мировом геймдеве. Но это уже совсем другая история…
Ну и напоследок, хочу добавить, что Сергей Григорович заслуживает уважения хотя бы потому, что его компания GSC стала крупномасштабной кузницей кадров для игровой индустрии Украины. Шутка ли: на протяжении более 15 лет работы через студию прошло более сотни квалифицированных специалистов, выросших на бесценном опыте, который был получен ими в стенах офиса на бульвара Лепсе. Половина всех людей в украинском геймдеве, а то и больше – работали в компании Григоровича. Это воистину гигантский вклад в формировании Украины как ведущей IT-державы в странах СНГ и Восточной Европы. Этим надо гордиться, это нужно помнить.
Жизнь продолжается. Пишется новая история. Прошлое должно быть не подпоркой, а ступеньками лестницы, ведущей наверх.