Автомобильные итоги 2009 года
Вопрос года – во сколько обойдется реанимация АвтоВАЗа?
Вся вторая половина 2009 года прошла для машиностроительного лобби в российском правительстве под эгидой спасения АвтоВАЗа. За несколько летних месяцев завод «проглотил» 25 млрд рублей госпомощи, оформленной в виде кредита, – теперь очевидно, невозвратного. Гигант продолжает погружаться в пучину, и делу не помогают ни деньги из бюджета, ни попытки привлечь французского акционера Renault к вытаскиванию АвтоВАЗа на сушу (французы обещали помочь тольяттинцам технологиями на 300 млн евро). По словам премьер-министра Владимира Путина, у предприятия невозвратных долгов на 38 млрд рублей, еще минимум 12 млрд рублей нужно на создание новых моделей, плюс 4,8 млрд – на программу создания новых рабочих мест для сокращаемых сотрудников. Но и это неокончательная сумма, которую предстоит уплатить налогоплательщикам. Миллиарды рублей автомобилисты платят в виде высоких таможенных пошлин на иностранные модели – незамысловатая, но уже давно переставшая давать эффект мера поддержания спроса на продукцию российского автопрома.
Человек года – Венделин Видекинг
Венделина Видекинга катапультировали из Porsche на золотом парашюте
Харизматичный Видекинг, ставший у руля Porsche в начале 90-х годов и фактически поднявший компанию с колен, разработал амбициозный план по поглощению маленьким суперкаростроителем гигантского концерна Volkswagen. В ходе ряда хитроумных сделок "главарь" Porsche сумел консолидировать 51% фольксвагеновских акций, но для установления полного контроля над защищенным специальным законом концерном необходимо было собрать пакет 75%. «Финиш» был близок, но рывок все же оказался Porsche не по силам – долги компании превысили 10 млрд евро, и наполеоновские планы в отношении Volkswagen развернулись на 180 градусов: громадный концерн сам поглотил сравнительно небольшого производителя спортивных машин. Видекингу места в новой конфигурации власти не нашлось, и ему пришлось уйти из компании. Но проигравшим его назвать не позволяют выплаченные отступные в размере 50 млн евро.
Достижение года – Nissan Leaf
Массовый автомобиль на электрической тяге станет реальностью с началом выпуска японской машины с габаритами класса С. Компания Nissan представила такой аппарат под названием Leaf летом 2009 года. До сих пор все попытки внедрить электрички в широкий оборот (например, GM EV1) оказывались малотиражными. Запуск маркетинговой кампании Leaf на мировых рынках намечен на 2010 год. «Электричка» оснащена компактными литий-ионными батареями и электромотором, развивающим крутящий момент 280 Нм. Запаса хода машины хватает на 160 км – этого должно быть достаточно для ежедневной поездки практически любого рядового автомобилиста. Лист-Leaf – машина «зеленая», но не в том смысле, в котором черной была "жестянка Лиззи" (Ford T 1908-1927 годов выпуска). Автомобиль эпохи новой технической революции совершенно не выделяет вредных выбросов. И среди конкурирующих "зеленых" технологий будущего: двигатель внутреннего сгорания на биоэтаноле, мотор на водородном топливе и силовой агрегат на электрической тяге,- похоже, путевку в жизнь получает именно электричка.
Провал года – срыв покупки Opel русскими
Попытка приобретения Opel консорциумом Magna-Сбербанк потерпела фиаско. Можно сказать, что сделка не задалась с самого начала. Переговоры между владельце убыточной немецкой марки – американской General Motors – и организованным россиянами пулом покупателей были длительными и мучительными, с протестами профсоюзов, серьезной борьбой с китайским конкурентом BAIC, личным вмешательством российского премьера Владимира Путина и бундесканцлера Ангелы Меркель. В сентябре, наконец, стороны достигли договоренности, правительство Германии было готово предоставить под сделку миллиардные госгарантии. Но уже в начале ноября американская сторона пошла на попятный, заявив, что оставляет Opel себе. General Motors объяснила столь неожиданный шаг стратегической важностью марки, а также улучшением деловой обстановки в Европе. А россияне потеряли 100 млн евро, потраченных на разработку конкурсной документации, надежду получить немецкие технологии, зато в очередной раз подтвердили реноме таких переговорщиков, которых вполне безболезненно можно щелкнуть по носу.
Вещь года – Hongqi HQE
В 2009 году – кризису вопреки – миру было представлено множество новых автомобильных разработок. На фоне всей мелкотравчатой малолитражной мелюзги и свирепых малосерийных споркаров ярко выделяется настоящий мастодонт, лимузин Hongqi HQE. Трудолюбивым китайским инженерам и автомобильным дизайнерам удалось вывести эндемический вид. Обладающий поистине гигантскими размерами (6,4 метра в длины) аппарат весьма недешев ($1,6 млн за штуку). Но при этом имеет довольно экзотический внешний вид: экстерьером машина напоминает ныне ископаемого восточногерманского уродца Trabant, с поправкой на масштаб Поднебесной. Представительский автомобиль может заказать себе любой богатый человек, но в первую очередь это все же членовоз китайской компартии, то есть, товар не на экспорт.
Скандал года – новый техрегламент и повышение транспортного налога
Регуляторы автомобильного рынка отметились в 2009 году разнообразными идеями на тему "как еще сильнее затянуть гайки". Например, решили принять новый техрегламент, а также существенно повысить транспортный налог за счет увеличения базовой ставки вдвое. Так, техрегламент о безопасности колесных транспортных средств вступает в силу в сентябре следующего 2010 года и ограничивает ввоз праворульных японских машин и моделей с американского рынка. Двукратное повышение базовой ставки транспортного налога успели одобрить в трех чтениях в Госдуме. Однако автомобильная общественность в очередной раз доказала, что в стране она является самой организованной. Если в конце прошлого года акции протеста были локализованы лишь на Дальнем Востоке, то осенью 2009 года они прокатились уже по десяткам регионов России. Впрочем, массовые выступления автовладельцев особых результатов так и не дали. Базовую ставку налога власти все же решили оставить на прежнем уровне, но дали регионам право увеличивать изменять ее не в пятикратном, а в десятикратном размере. Запуск нового техрегламента ожидается по графику. Более того, в самом конце года прозвучала идея вообще запретить эксплуатацию машин старше 25 лет. В общем, автомобилисты затягивают пояса и готовятся к новым акциям.
Курьез года – реанимация легенд советского автопрома
Российские чиновники, вынужденные наблюдать за, похоже, неотвратимым развалом АвтоВАЗа, Ижавто и прочих бывших доморощенных автомобилестроительных грандов, явно испытывают грусть по ушедшим временам. В ноябре директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов заявил: «Не исключено, что люди, которые ностальгируют по автомобилю "Москвич", могут его получить». Министерский служащий выразил надежду: «Если мы говорим про "Чайку", она по праву принадлежит Горьковскому автозаводу, и если они решат восстановить такой бренд, почему нет». Никакой конкретики далее не последовало. Но уже прозвучавших слов вполне достаточно, чтобы посоревноваться по степени абсурда с идеей наладить на тольяттинском заводе – кстати, самом крупном по количеству рабочих автопроизводстве Европы – силами увольняемого персонала выпуск детских игрушек.
Потеря года – Saab
Будущее знаменитого шведского автопроизводителя Saab к концу 2009 года оказалось под большим вопросом. Владелец устойчиво убыточного бренда, американская General Motors сначала вела переговоры о продаже актива со шведским же суперкаростроителем Koenigsegg, однако сделка сорвалась. Если покупателей в течение декабря не найдут, то история бренда, связанная с достижениями даже в авиационной индустрии, может бесславно закончиться. Потенциальным претендентом считается голландская компания Spyker, выпускающая спортивные автомобили и на треть принадлежащая российскому банкиру Владимиру Антонову. Но надежд на спасение Saab мало. Шведские разработки и технологии уже начали распродавать – так, китайский автопроизводитель Beijing Automotive Industry Holdings получит права на модель 9-5 и некоторые технологии модели 9-3. Во что превращаются легенды в руках прагматичных китайцев, известно по бесславно завершившейся истории MG Rover. Планируется, что будущую модель марки MG будут собирать в Китае и в Великобритании. От былого налета аристократизма в них не осталось и следа.
Цифра года – 12,7 млн машин, прорыв китайского авторынка
Китайский автомобильный рынок в 2009 году отобрал пальму первенства у США. Впервые в лидерах оказалась не страна хайвеев, дорожных крейсеров, огромных двигателей и наследников Генри Форда, а социалистическое государство, чьи граждане еще совсем недавно катались на сотнях миллионов велосипедов, а теперь бросились покупать местной штамповки автомобили сомнительного качества, которые подозрительно напоминают машины именитых производителей. По итогам года в Поднебесной продадут свыше 12,7 миллионов легковых автомобилей и легких грузовиков, что на 44% больше, чем годом ранее. США остались на несколько «корпусов» позади: несмотря на все меры госстимулирования, в 2009 году там ожидаются продажи "только" в 10,3 млн автомобилей. А ведь всего четыре года назад в Америке было продано 16 млн машин. Согласно прогнозам двухлетней давности, «обгон» США Китаем должен был произойти в 2025 году, но случилось это на полтора десятилетия раньше.
Фраза года – Дмитрий Медведев о ситуации на дорогах
«Ежегодно с карты мира исчезает большой город, мегаполис», – заявил президент России Дмитрий Медведев на Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения. Каждый день на дорогах мира погибает более 3,5 тысяч человек. Каждый год в ДТП погибает более 1 млн человек, каждый пятый из которых ребенок. Ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий достигает $500 млрд. Говорить об этом главу государства заставила череда тяжелых ДТП с участием автобусов, прокатившаяся по России осенью 2009 года. Вообще, с января по октябрь на отечественных дорогах произошло 167 989 аварий (-6,6%), в которых погибло 21 367 человек (-12,5%), а ранения получили 212 541 человек (-4,9%). И все же ситуация с авариями в России весьма тяжела – количество летальных исходов в ДТП в России по-прежнему на порядок превосходит показатели западных стран с гораздо более развитой автомобилизацией населения.
gzt.ru