При изучении нужно знать две вещи: сам луа и собственно функции движка (в блендере это называется API, наверное в X-Ray это тоже API в виде lua функций).
Луа в сталкере это по сути интерфейс, осуществляющий доступ к внутридвижковым объектам. Этакая надстройка на логикой внутри движка.
как вообще можно встроить свои собственные скрипты в сталкер? Я пока знаю, что можно в диалогах прописать вызов скрипта и функции. А какие ещё способы есть?
Можно просто вызвать любую функцию в скрипте, тогда он инициализируется. Поскольку, почти все начинают работать с конкретными объектами и чаще всего с актором, свои скрипты инициализируют из bind_stalker.script.
И как сделать редактор погоды в игре?
В ТЧ без правок движка никак. Исходя из первой моей цитаты, тебе потребуется написать экспорт движковых функций в Lua, после чего написать на основе оконной системы сталкера весь интерфейс. Задача весьма нетривиальная и не на пару часов.