ASRock демонстрирует первую плату с разъёмом LGA1151 Как известно, шестое поколение процессоров Intel под кодовым названием Skylake потребует очередной замены материнской платы, поскольку новые процессоры будут иметь разъём LGA1151. Несмотря на то, что в нём всего на один контакт больше, он не будет совместимым с наиболее популярным на сегодня LGA1150. Разумеется, выпуск процессоров — полдела. Им потребуется соответствующая инфраструктура, и, похоже, некоторые производители системных плат уже готовы её предоставить.
В частности, первая плата с разъёмом LGA1151 была замечена на выставке Embedded World 2015, проходящей в Нюрнберге. Интересно, что пионером, представившим новинку, стала не ASUS или GIGABYTE, а ASRock. Новинка носит имя IMB-190 и имеет форм-фактор Mini-ITX. Конечно, она использует новый чипсет, но какой именно, на стенде не указано. Вероятнее всего, это Q170. Из приведённых спецификаций видно, что плата рассчитана на использование памяти DDR3L с частотой до 1600 МГц, максимальным объёмом 16 Гбайт, что по нынешним меркам всё же маловато. Зато дисплейные интерфейсы представлены в полном объёме: на плате целых три порта HDMI, один 24-битный двухканальный порт LVDS (eDP).
Прочие возможности ввода-вывода включают в себя восемь портов USB, из которых четыре имеют версию 3.0, два порта SATA 3.0 и порт mSATA. Из слотов расширения на плате есть один разъём miniPCIe и один PCIe 4x 3.0 с прорезью, допускающий установку карт с разъемом 16х. Естественно, на плате имеется и контроллер Gigabit Ethernet с двумя портами. Питание подаётся через единственный разъем, допустимое напряжение от 12 до 24 вольт. Это говорит о том, что данный продукт предназначен для компактных встраиваемых систем, цифровых киосков, торговых систем, компактных ПК или HTPC.
Что касается процессорного разъёма, то внешне он похож на LGA1150, но электрически с ним не совместим, что обусловлено, в том числе, и тем, что в Skylake Intel решила отказаться от интегрированного регулятора напряжения, перенеся его в более привычное место — на материнскую плату. Интересно, что плата поддерживает DDR3L, хотя платформа Skylake рекламируется Intel, как первая платформа с «родной» поддержкой DDR4. Но удивляться этому не стоит, мы давно знаем, что контроллер памяти Skylake будет поддерживать оба типа памяти, а DDR3 на сегодняшний день всё ещё существенно дешевле, нежели DDR4. Решать, какой тип памяти реализовать в своих продуктах, предстоит производителям системных плат.
DirectX 12 позволит работать в тандеме Radeon и GeForce Проблема синхронизации нескольких графических карт стоит давно и до сих пор решена лишь частично, по крайней мере, в секторе игровых решений. Профессиональные используют сложные и дорогие системы с функцией genlock, но они обеспечивают не столь хорошую масштабируемость, как технологии AMD CrossFireX и NVIDA SLI. Ещё сложнее подружить карты разных производителей, хотя и такие попытки предпринимались — достаточно вспомнить технологию HYDRA Engine, разработанную в стенах Lucid Logix. Все они были неудачны: стабильность и совместимость такой системы оказались неудовлетворительными. Мы знаем, что новая версия DirectX под номером 12 будет гораздо более низкоуровневой, поскольку концепция высокоуровневых API, похоже, достигла потолка своих возможностей и не может более развиваться эффективно.
Одной из наиболее интересных возможностей DirectX 12, обеспеченных «близостью к железу» является Explicit Asynchronous Multi-GPU (прямая асинхронная многопроцессорная графическая система). Новый API Microsoft умеет распоряжаться ресурсами графических адаптеров куда более эффективно, в том числе, и в плане объединения их в единый пул. А как черпать из этого пула — остаётся решать разработчикам игр. И уже известно, что объем видеопамяти на нескольких видеокартах в системе больше не будет дублироваться. Это позволит отказаться от использования AFR (alternate frame rendering), главным недостатком которой является высокий уровень задержек (порядка 4 — 5 кадров отставания от действий пользователя), и перейти на более эффективные методы разделения нагрузки между графическими процессорами, такие как SFR (split frame rendering). Но самое интересное сообщают источники, которые наши зарубежные коллеги с Tom’s Hardware называют «надёжными».
Речь идёт, ни много ни мало, а о возможности объединения в единую графическую подсистему графических крат разных производителей! То, на что замахнулась и не смогла осилить Lucid Logix с помощью специального коммутатора, похоже, удалось Microsoft с чисто программным подходом к созданию нового API. Причём, в режиме, когда Radeon и GeForce могут работать не просто вместе, а и вовсе над обсчётом одного кадра. Это впечатляет. И открывает немало интересных перспектив, особенно в плане совместного использования технологий, ранее доступных только одному из двух лагерей — «зелёным», либо «красным». Так, предположительно, в связке с DirectX 12 можно будет использовать NVIDIA GeForce Experience и 3D Vision совместно с AMD True Audio и FreeSync. Скорее всего, при этом одна карта будет работать в режиме ведущей, а вторая — ведомой.
Также возможно будет более эффективное совместное использование ресурсов APU и GPU, а также улучшится работа мобильных устройств с двумя графическими процессорами — интегрированным и дискретным. Единственная сложность здесь — это серьёзный объём работы, который потребуется от разработчиков игр и программного обеспечения, хотя DirectX 12 будет к ним куда более дружественен, нежели старые версии API. В перспективе технология Explicit Asynchronous Multi-GPU может перевести SLI и CrossFireX в разряд устаревших технологий и полностью вытеснить их с рынка. Пока известно не так много деталей, но многое, судя по всему, будет раскрыто на конференции Game Developer Conference, которая пройдёт со 2 по 6 марта в центре Москоне, Сан-Франциско, штат Калифорния, США.