Смерть «графона»: как PC лишили превосходства над консолями |
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Смерть «графона»: как PC лишили превосходства над консолями |
25.12.2017, 20:24
Сообщение
#1
|
|
You're never too young to have a plan. © Репутация: 2131 Группа: Участник Сообщений: 14955 Награды: 14 Регистрация: 20.02.2009 |
Пока NVIDIA выпускает всё более дорогие видеокарты, а AMD занимается ребрендингом бюджетного сегмента, в Интернете бушуют споры. Где «графон» и кто виноват в его отсутствии? «Пека-бояре» с разнообразием железа, под которое сложно оптимизировать игры, или «консоле-холопы» со стабильными, но относительно скромными аппаратными возможностями? Как водится, для полного понимания проблемы нужно вернуться к её истокам: в те ужасные времена, когда видеокарта на PC лишь выводила изображение на монитор, а играли все на простеньких приставках.
Тёмные времена. До 1995 года каждый производитель видеокарт (а их было около десятка, а не два с половиной, как сейчас) имел собственную графическую библиотеку. И никаких вам OpenGL и DirectX с тотальной унификацией. Как работали игры в то время? Центральный процессор обрабатывал львиную долю информации, а видеокарта занималась простейшими операциями и выводила готовый кадр на монитор. Ситуация изменилась с появлением видеоускорителей Voodoo от компании 3dfx (ныне покойной) и ростом популярности технологии DirectX для Windows. Тогда же, в середине 90-х, игры обзавелись продвинутыми настройками графики. В простейшем случае основную нагрузку, как и прежде, обеспечивал ЦП. Такой метод отрисовки назывался «программным», и многие геймеры познакомились с ним благодаря оригинальной DOOM. Низкое разрешение, крупнопиксельная картинка, чёткие, но зубчатые края у объектов. Если же имелась дорогущая Voodoo, можно было задать соответствующий режим отрисовки (Glide API). И насладиться такими визуальными изысками, как полупрозрачные и отфильтрованные текстуры, примитивные вершинные шейдеры (зачатки динамической системы освещения) и полноэкранное сглаживание. Разница получалась о-го-го! Слева — скромненький софтверный рендеринг, справа — Glide, вызывавший в 90-е восторг и трепет С развитием Windows и ростом популярности PC-платформы доминирующим API стал DirectX. Но в ряде проектов поддерживались «открытый» OpenGL и тот же Glide — он был не нов, но практически нулевое влияние API на производительность выгодно выделяло его на фоне новомодных технологий чуть ли не до середины нулевых. За это время видеоускорители научились работать со сжатыми текстурами и альфа-каналами. Появились различные шейдерные модели и отдельные технологии, позволявшие всё больше разгружать CPU и озадачивать видеокарту. Первая Half-Life умела использовать три режима отрисовки: программный, OpenGL и Direct3D Из года в год новые поколения видеокарт давали доступ их владельцам к передовым технологиям, а те, в свою очередь, — к спецэффектам совершенно иного класса. Отсюда и огромная разница между «максимальными» настройками, которые могли позволить себе покупатели революционного железа, и «высокими / средними» для простых смертных. Нагрузка тоже отличалась значительно. Подобное деление ярче всего проявилось в Half-Life 2 с её отменной оптимизацией. Шутер поддерживал три различных версии API DirectX. И менял способы отображения объектов в зависимости от начинки ПК и выбранных настроек. Картинка существенно разнилась, но главное — не страдал геймплей. Консоли и их начинка. Мир геймпадов тоже разделил целевую аудиторию на пассажиров первого и второго класса. На рубеже поколений тайтлы, выходившие одновременно на некстгене и пастгене, выглядели по-разному (оно и понятно). Кроссплатформенные хиты зачастую демонстрировали на консолях графические навороты (сглаживание, сложные эффекты с большим количеством частиц, цветовые преобразования), недоступные «пека-боярам» с дешёвыми видеокартами. За это можно сказать спасибо низкоуровневому доступу к железу и постепенному развитию ТВ-дисплеев. В приставочных блокбастерах поддержка широкоэкранного формата 16:9 появилась давно. А на PC она стала стандартом лишь спустя годы, ближе к 2010-му. Даже Need For Speed: Most Wanted и Carbon не поддерживали widescreen-разрешения на компьютерах. А на консолях — запросто. С появлением Xbox 360 и PlayStation 3 дистанция между «максимальными» и «средними» настройками начала сокращаться. В это же время произошли два заметных изменения в компьютерной индустрии. Первое: переход от D3D 9.0 и «разделённой» шейдерной архитектуры к унифицированным шейдерам в DirectX 10.1. С одной стороны, он навсегда разделил железо на «устаревшее» и «актуальное», с другой — позволял делать с видеокартой всё, что угодно. Возможность программировать работу GPU так, как необходимо авторам игры, позволила в будущем реализовывать часть возможностей нового API (DX11) методами старого, пусть и с некоторой потерей в эффективности. Второе изменение было ничуть не менее важным. В игровом железе наконец наступила повсеместная унификация. Речь не только о конструктивных особенностях графических процессоров: сократился и выбор комплектующих. Фактически производителей видеокарт осталось двое (NVIDIA и AMD), рабочих API — тоже пара (DirectX и OpenGL), равно как и стандартов памяти, интерфейсов подключения. Фрагментация значительно уменьшилась, а вместе с ней упростилось и создание игр. Консольный мир оставался несколько более разобщённым: и «икс-ящик», и «плойка» использовали GPU из «прошлого поколения», пусть и с некоторыми улучшениями. В частности, именно Xbox 360 получил первый GPU с программируемыми шейдерными процессорами (но не полной поддержкой D3D 10). А PS3 обладала огромными скрытыми резервами из-за чрезмерно сложной внутренней архитектуры. Чем же обернулось многолетнее господство одного поколения консолей и видеокарт с разной производительностью, но близкими аппаратными возможностями? Появлением универсальных движков и технологий, использующих схожие способы отрисовки на разных настройках. Эндшпиль. Окончательно единообразие гаджетов закрепилось на рынке с выходом PlayStation 4 и Xbox One. Обе платформы, созданные на базе почти одинаковых технологий, задали «средний» уровень производительности. Владельцы флагманских видеокарт прошлых лет получали те же спецэффекты, что и консольщики. Пользователи с продвинутыми конфигурациями PC могли себе позволить более высокое разрешение или дальность отрисовки. Даже на недорогих ноутбуках GPU умели показывать те же красоты, что и на новомодных приставках. Полная уравниловка! Игры стали прилично выглядеть даже на «минималках». Конечно, текстуры получались не столь чёткие, а сложные эффекты самозатенения либо выглядели попроще, либо отключались вовсе. Зато всем доставался тот же HDR, шейдерная вода, вспышки и отблески света при взрывах. Сегодня «магия» DirectX 11 переходит к преемнику — DirectX 12, который обеспечивает почти консольный уровень доступа к видеокарте с сохранением достаточного — для простоты программирования — уровня абстракции. Со стороны открытых технологий отвечает API Vulkan — и в проектах, которые создавались талантливыми студиями вроде id Software, он показывает потрясающий результат. Даже мобильные GPU мало-помалу обзавелись современными наборами инструкций и возможностью работы с графикой десктопно-приставочного уровня. Посмотрите на Nintendo Switch: она построена на базе NVIDIA Tegra, но запускает DOOM 2016 года со всеми спецэффектами. Да ещё и отлично тянет Skyrim с HD-текстурами! Теория теорией, но что же с практической частью? Попробуем ущучить разницу в графике на разных настройках. Forza Horizon 3. Детище Microsoft поступает хитрее всех: у гоночного симулятора есть «целевые» предустановки, задаваемые в меню. Если FPS будет проседать, игра сама урежет графику там, где это наименее заметно, и постарается сохранить производительность на должном уровне. Пользовательские настройки тоже доступны. На «ультре» деталей, конечно, чуть больше, но разницы между «высокими» и «средними» настройками почти не видно. А на «минимальных» отключается прожорливый Ambient Occlusion: на скорости его эффектов всё равно не видно, а в статике… да кто вообще в гонке будет стоять на месте? DOOM. id Software умеет в технологию и оптимизацию. Боевик про геноцид чертей на Марсе шустро бегает почти на любых конфигурациях, не теряя визуального великолепия. Характерные для id Tech подгрузки текстур высокого разрешения, правда, никуда не спрячешь. Но, скажите, так ли они заметны в пылу стремительной битвы? И есть ли разительные отличия между low и ultra? Сетевой шутер EA DICE демонстрирует чудеса как на DX11, так и на DX12. Сумеете угадать, на каком скриншоте используется низкоуровневый API, а на каком — высокоуровневый? Ну и в качестве подтверждения тезиса об усреднённости современной графики. На каких настройках сделан этот снимок? Что дальше? Индустрия интерактивных развлечений обозначила новый рубеж: запуск игр в 4K-разрешении с приемлемой частотой кадров (30 на приставках, 60 на PC). Ресурсов для этого требуется немерено: нагрузка с ростом разрешения растёт в геометрической прогрессии, для радикального улучшения качества требуются огромные объёмы оперативной и видеопамяти. Плюс высокая пропускная способность оных, мощный графический и центральный процессоры. В общем, текущему поколению консолей нужен апгрейд по полной программе. Параллельно с аппаратным обеспечением развивается и программное. В последние годы набирают популярность технологии динамического изменения характеристик графического конвейера, разработанные изначально для экономии ресурсов слабого приставочного железа. Часть объектов на периферии зрения отрисовывается в пониженном разрешении. Отдалённые предметы замещаются упрощёнными моделями. Многоуровневая отрисовка хитро комбинирует заготовленные спецэффекты с рассчитываемыми в реальном времени. Словом, прогноз мрачен: разница между низкими, средними и высокими настройками в будущем сведётся к едва уловимым деталям и чёткости изображения. -------------------- Форум, это место где люди выслушивают аргументы друг друга, а не только высказывают свое мнение. |
 
|
|
|
|
26.12.2017, 15:34
Сообщение
#2
|
|
Почти Мастер Репутация: 1357 Группа: Участник Сообщений: 1155 Награды: 5 Регистрация: 28.05.2010 |
-------------------- Сверхнарод, не желающий кормить своего уицраора шаввой, будет кормить чужого гаввахом!
--------------- ------------ ---------- -------- ------ ---- -- |
 
|
|
26.12.2017, 16:23
Сообщение
#3
|
|
Игровое Воплощение Репутация: 394 Группа: Участник Сообщений: 4791 Награды: 4 Регистрация: 27.04.2011 |
На каких настройках сделан этот снимок? Ой беда... При разрешении 480х270 разницы между высокими и низкими настрйоками не видно. Печаль. Словом, прогноз мрачен: разница между низкими, средними и высокими настройками в будущем сведётся к едва уловимым деталям и чёткости изображения. Это же прекрасно. Может показаться удивительным, но когда-то в играх настроек графики вообще не было. Сообщение отредактировал abramcumner - 26.12.2017, 16:23 |
 
|
|
26.12.2017, 16:24
Сообщение
#4
|
|
Indie! Fuck yEah! Репутация: 1439 Группа: Участник Сообщений: 5601 Награды: 11 Регистрация: 04.06.2007 |
Из ближайшего: фотограмметрия, честный расчет теней и, как уже выше сказано, 4k@60. И все это в коробочке за $250. -------------------- |
 
|
|
26.12.2017, 16:31
Сообщение
#5
|
|
Почти Мастер Репутация: 1357 Группа: Участник Сообщений: 1155 Награды: 5 Регистрация: 28.05.2010 |
фотограмметрия Фотограмметрия устарела за 10 лет до написания твоего поста. Сейчас Лейка выпустила имбовый 3д-сканер, который можно подвесить даже на карманный гвинтокрыл. И по цене эта штука вполне доступна для игровых студий.честный расчет теней Да ладно? Что-то предпосылок особых не видно.-------------------- Сверхнарод, не желающий кормить своего уицраора шаввой, будет кормить чужого гаввахом!
--------------- ------------ ---------- -------- ------ ---- -- |
 
|
|
26.12.2017, 16:54
Сообщение
#6
|
|
Игровое Воплощение Репутация: 394 Группа: Участник Сообщений: 4791 Награды: 4 Регистрация: 27.04.2011 |
Да ладно? Что-то предпосылок особых не видно. Не ну как - квантовые компьютеры, голографические дисплеи Фотограмметрия устарела за 10 лет до написания твоего поста. Сейчас Лейка выпустила имбовый 3д-сканер, который можно подвесить даже на карманный гвинтокрыл. И по цене эта штука вполне доступна для игровых студий. Возражение отклоняется - сталкер не профотограмметрили же. |
 
|
|
26.12.2017, 16:57
Сообщение
#7
|
|
TECHNOSLAV 80 уровня Репутация: 379 Группа: Участник Сообщений: 5758 Награды: 6 Регистрация: 26.01.2014 |
Ага, о графоуни судить по BF1? Ну давайте:
-------------------- Ryzen 3700X
Arctic Freezer 33 eSports Duo 16GB DDR4 3600MHz Strix GTX 1080 TI |
 
|
|
26.12.2017, 16:59
Сообщение
#8
|
|
Игровое Воплощение Репутация: 394 Группа: Участник Сообщений: 4791 Награды: 4 Регистрация: 27.04.2011 |
|
 
|
|
26.12.2017, 17:08
Сообщение
#9
|
|
Indie! Fuck yEah! Репутация: 1439 Группа: Участник Сообщений: 5601 Награды: 11 Регистрация: 04.06.2007 |
Фотограмметрия устарела за 10 лет до написания твоего поста. На столько устарела, что во всех играх от DICE сейчас ее используют. Придумать технологию и начать использовать ее - две большие разницы. -------------------- |
 
|
|
26.12.2017, 17:44
Сообщение
#10
|
|
TECHNOSLAV 80 уровня Репутация: 379 Группа: Участник Сообщений: 5758 Награды: 6 Регистрация: 26.01.2014 |
Фотограмметрия устарела за 10 лет до написания твоего поста. На столько устарела, что во всех играх от DICE сейчас ее используют. Придумать технологию и начать использовать ее - две большие разницы. В BF1, 3, 4 свет проходит сквозь обьекты. В столкире намного более реалистичный рендер, но гламурных эффектов меньше. На консолях игра типа TitanFall 2 и Doom в 60FPS? Отлично, на моей пекарне 120+ Про ведьмака что-то забыли. На хуане там графен слишком сильно умер. Наверное, о мёртвых говорят только хорошее, но ничего хорошего о графоне ведьмака на соснолях сказать нельзя - вот и молчим. 30FPS в игре 2011 года на соснолях и графен всё равно хуже, чем на пека в 60FPS? Это норма. Ах да, как там дела с анизотропной фильтрацией на соснолях? А то мыла многовато. И что с LOD'ами? Графооон! Графоооооооооооон! Сообщение отредактировал Cossack-HD - 26.12.2017, 17:57 -------------------- Ryzen 3700X
Arctic Freezer 33 eSports Duo 16GB DDR4 3600MHz Strix GTX 1080 TI |
 
|
|
26.12.2017, 18:03
Сообщение
#11
|
|
Почти Игроман Репутация: 153 Группа: Участник Сообщений: 614 Награды: 4 Регистрация: 03.05.2012 |
Ага, о графоуни судить по BF1? Ну давайте: Это косяк левелдизайнеров, расставивших лод-объекты вместо нормальной растительности, а не графоуни. В BF1, 3, 4 свет проходит сквозь обьекты. В столкире намного более реалистичный рендер, но гламурных эффектов меньше. Расчеты затенений (что подразумевает под собой прохождение света сквозь объекты) кушают весьма не мало. Это оптимизация. Не зря же в столкире в лабах источники освещения лагают на слабых пека. Тем более в столкире тоже есть такие типы источников освещения, где отражение проходит сквозь объекты. Это норма. Сообщение отредактировал SkyLoader - 26.12.2017, 18:09 |
 
|
|
26.12.2017, 18:34
Сообщение
#12
|
|
TECHNOSLAV 80 уровня Репутация: 379 Группа: Участник Сообщений: 5758 Награды: 6 Регистрация: 26.01.2014 |
Ага, о графоуни судить по BF1? Ну давайте: Это косяк левелдизайнеров, расставивших лод-объекты вместо нормальной растительности, а не графоуни. В BF1, 3, 4 свет проходит сквозь обьекты. В столкире намного более реалистичный рендер, но гламурных эффектов меньше. Расчеты затенений (что подразумевает под собой прохождение света сквозь объекты) кушают весьма не мало. Это оптимизация. Не зря же в столкире в лабах источники освещения лагают на слабых пека. Тем более в столкире тоже есть такие типы источников освещения, где отражение проходит сквозь объекты. Это норма. Я понимаю про level design - автор видоса специально пошёл назад. Да и что там оптимизировать и резать по настройкам, если кругом итак LOD'ы? Где parallax occlusion mapping? В первом крузисе остался? И почему одни источники света в BF1 отбрасывают тени, а другие нет - и эти два разных источника света находятся в одном помещении. Оптимизация сьедает здравый смысл. В MGS V фары грузовиков светят сквозь трансформаторные будки - очень доставляет, когда грузовик может засветить тебя фарами сквозь обьекты, когда мимо тебя проходит патруль - настолько оптимизировали, что стелс периодически ломается. Трасировка лучшей с shadow casting работает разве что только у солнца и полторы других избранных обьектов. Сообщение отредактировал Cossack-HD - 26.12.2017, 18:37 -------------------- Ryzen 3700X
Arctic Freezer 33 eSports Duo 16GB DDR4 3600MHz Strix GTX 1080 TI |
 
|
|
26.12.2017, 19:59
Сообщение
#13
|
|
Почти Игроман Репутация: 153 Группа: Участник Сообщений: 614 Награды: 4 Регистрация: 03.05.2012 |
Я понимаю про level design - автор видоса специально пошёл назад. Да и что там оптимизировать и резать по настройкам, если кругом итак LOD'ы? Зачем плодить лишние полигоны на краях локации? Вот сделали суперлоуполи модели в виде лодов, просто грамотно не расставили. Где parallax occlusion mapping? В первом крузисе остался? А в BF его когда-то завозили? Сейчас это и не нужно, когда есть тесселяция по карте высоты. Выглядит отлично и реалистично. И почему одни источники света в BF1 отбрасывают тени, а другие нет - и эти два разных источника света находятся в одном помещении. По сути в BF1 у каждого объекта освещения (например, лампы) есть два источника: освещающий с cast shadow (освещение пространства вокруг) и отражающий без cast shadow (просто отражение света). Получается, расчет освещения производится два раза. Вот чтобы не тратиться на cast shadow второй раз, решили расчет теней убрать в угоду оптимизации. Повторюсь, в сталкере тоже есть такое, но, наверное, не используется. Правда оно работает не совсем как надо, дублируется отражение. Трасировка лучшей с shadow casting работает разве что только у солнца и полторы других избранных обьектов. Ну солнце одно, с ним проще. Это ж не много объектов освещения. Сообщение отредактировал SkyLoader - 26.12.2017, 20:18 |
 
|
|
26.12.2017, 23:28
Сообщение
#14
|
|
Заслуженный Мастер Игры Репутация: 355 Группа: Участник Сообщений: 1550 Награды: 6 Регистрация: 19.10.2009 |
Даже Need For Speed: Most Wanted и Carbon не поддерживали widescreen-разрешения на компьютерах. А на консолях — запрстоо. Извините чуваки, но эти бездарные попытки консольщиков избавиться от чувства своей собственной неполноценности я не смог дочитать до конца. Про "даже need for speed..." я рофлил. Стоит ли говорить что данная "проблема" решается за минуту на пк, но при наличии онной на консоле вам останется лишь смириться (щас молчу про 4к на консолях, и эмуляторы на пк, ога) Вот вам пример про то как "даже консоли" поддерживают широкий формат сейчас. Ох, уж этот 2007-ой. -------------------- Coming Soon...
|
 
|
|
27.12.2017, 00:02
Сообщение
#15
|
|
TECHNOSLAV 80 уровня Репутация: 379 Группа: Участник Сообщений: 5758 Награды: 6 Регистрация: 26.01.2014 |
Цитата Даже Need For Speed: Most Wanted и Carbon не поддерживали widescreen-разрешения на компьютерах. А на консолях — запросто. У меня в MW всё было ОК на 1440х900 16:9 Вот вкусняшка: список разрешений на PS3 в калофдутиях. Нет, это даже не 720р и не всегда 16:9. Call of Duty 3 = 1040x624 (2xAA) Call of Duty: Black Ops = 1040x608 (2xAA) Call of Duty: Black Ops 2 = 880x720 (2xAA) Call of Duty: Ghosts = 1024x600 (2xAA) Call of Duty: Modern Warfare = 1024x600 (2xAA) Call of Duty: Modern Warfare 2 = 1024x600 (2xAA) Call of Duty: Modern Warfare 3 = 1024x600 (2xAA) Зато видеокарту апгрейдить не нужно Сообщение отредактировал Cossack-HD - 27.12.2017, 00:03 -------------------- Ryzen 3700X
Arctic Freezer 33 eSports Duo 16GB DDR4 3600MHz Strix GTX 1080 TI |
 
|
|
27.12.2017, 07:17
Сообщение
#16
|
|
Почти Мастер Репутация: 1357 Группа: Участник Сообщений: 1155 Награды: 5 Регистрация: 28.05.2010 |
На столько устарела, что во всех играх от DICE сейчас ее используют. Зачем такой крупной студии заморачиваться с сотнями и тысячами фоток на объект, если существует полноценное 3д-сканирование, которое на порядки быстрее и точнее? Что-то тут нечисто.
-------------------- Сверхнарод, не желающий кормить своего уицраора шаввой, будет кормить чужого гаввахом!
--------------- ------------ ---------- -------- ------ ---- -- |
 
|
|
27.12.2017, 11:31
Сообщение
#17
|
|
Игровой Бог Репутация: 648 Группа: Участник Сообщений: 5354 Награды: 9 Регистрация: 24.09.2010 |
Цитата Даже Need For Speed: Most Wanted и Carbon не поддерживали widescreen-разрешения на компьютерах. А на консолях — запрстоо. Для Карбона и МВ есть патч, все там поддерживается. -------------------- |
 
|
|
27.12.2017, 11:55
Сообщение
#18
|
|
Почти Игроман Репутация: 153 Группа: Участник Сообщений: 614 Награды: 4 Регистрация: 03.05.2012 |
Зачем такой крупной студии заморачиваться с сотнями и тысячами фоток на объект, если существует полноценное 3д-сканирование, которое на порядки быстрее и точнее? Что-то тут нечисто. Почему сотни фоток? Там всё проще: С начала батлфронта у них на один ассет всего 7 дней уходит. |
 
|
|
27.12.2017, 12:55
Сообщение
#19
|
|
Игровое Воплощение Репутация: 394 Группа: Участник Сообщений: 4791 Награды: 4 Регистрация: 27.04.2011 |
Почему сотни фоток? Там всё проще: С начала батлфронта у них на один ассет всего 7 дней уходит. У тебя на гифке же только на камень сотню фоток бахнули А вот текст: Цитата В итоге с локаций мы возвращались с более чем 100 тысячами фотографий, 2 тысячами ассетов и 14 часами видеосъемки. Цитата Мы делали от 200 до 300 снимков одного предмета реквизита — несколько оборотов вокруг него, на разной высоте. Этот диапазон цифр мы и определили как самый подходящий.
Сообщение отредактировал abramcumner - 27.12.2017, 13:09 |
 
|
|
27.12.2017, 14:39
Сообщение
#20
|
|
Почти Игроман Репутация: 153 Группа: Участник Сообщений: 614 Награды: 4 Регистрация: 03.05.2012 |
У тебя на гифке же только на камень сотню фоток бахнули Ну я основывался на давнишней интервьюшке с разрабами BF1. Просто не смог найти видос, а в статье, которую кинул, чет не увидел про сотни фоток В батлфронте они видимо только начали работать с этим, а в ботле может как-то иначе начали делать ассеты. |
 
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 25.04.2024, 20:34 |