IPB

 
 
>

Арсенал - Историческая ветка

 
 tom-m15
сообщение 01.06.2016, 17:17
Сообщение #1


You're never too young to have a plan. ©
************************

Группа: Участник
Сообщений: 14955
Регистрация: 20.02.2009
Из: Питер
Пользователь №: 9882





В данной теме будут выкладываться статьи посвященные историю оружия и его применения в разные исторические эпохи.

Текущий список статей в разделе
(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/eec8115cd5.jpg) Метатели пуль История науки и техники изобилует навязчивыми идеями. В медицине этоэликсир молодости, в алхимии – философский камень, в механике – вечныйдвигатель, у оружейников – центробежный пулемет

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/4bb93c4d54.jpg) Все об огнеметном оружии Огнеметное оружие было изобретено раньше огнестрельного, но оно сохранилось до наших дней благодаря способности обращать противника в бегство одним своим видом

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/ca712ee092.jpg) Тэссен - боевой веер Искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно вообразить, и все же он тоже может быть оружием.


(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/099aca6d5c.jpg) История пороха Известный историк ХIХ века Генрих Томас Бокль (1821-1862) в своём знаменитом труде "История цивилизаций" писал: "Но как только порох вошёл в употребление, тотчас положено было основание великой перемене.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/329d7f3239.jpg) Меч викингов… Меч викингов, похожий на тяжелую железную палку, напомнил о целой эпохе, когда рослые светловолосые воины с выпуклыми глазами прошли на своих ладьях, словно на морских конях, полмира – от Каспия до Америки – оставив и здесь, в Шотландии, не только память о себе, но и часть себя.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/0179b8f3ae.jpg) Прыгающая бомба, крылатый танк и другое чудо-оружие, которое не пригодилось

Музей боевой славы Солнечным днём 3-го июля 1941-го года в город Минск, уже неделю как захваченный фашистами, неторопливо въехал советский танк. Одинокие, уже запуганные немцами прохожие торопливо жались к домам – по улицам города ползла огромная трёхбашенная бронированная машина, ощётинившаяся четырьмя пулемётами, неторопливо поводя дулом короткой пушки.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/67624d41dc.jpg) Танки: Бронированная экзотика С современной армией куда более органично ассоциируются слова «стандартный» или «рядовой», нежели «экзотический». Но в истории бронетанкового вооружения и техники можно найти немало проектов, опытных или серийных машин и даже целых направлений, к которым слово «экзотика» более чем подходит.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/61c7a5794b.jpg) Самый мощный корабль британского флота Скорость снаряда 15-дюймовой пушки на дистанции 9000 метров достигала 570 м/с, а масса была в точности равна его массе в момент выстрела. 879 килограммов. Пуля дура, но бронебойный снаряд еще дурнее. 97% его массы приходилось на сплошной слиток из стали. Какую угрозу представляла 22 кг шеллита, упрятанные в донной части сего диковинного боеприпаса, значения не имело. Главной причиной разрушений была кинетическая энергия “плюхи”, летящей на двух скоростях звука. 140 миллионов джоулей скорости и огня!

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/b81c2a7f7b.jpg) Как пытались топить Линкоры Эпохе капитальных кораблей наступил конец с появлением авиации и “фанерных этажерок”. Вечером 26 мая 1941 года пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» произвели повторную атаку на “Бисмарк”, добившись двух (по другим данным — трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия. Пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо бронепояса по правому борту попала в кормовую часть, повредив рулевой механизм и заклинив рули в крайнем положении. Линкор превратился в малоподвижную мишень и был легко добит кораблями англичан.


(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/9a95c4575d.jpg) С кем Россия воевала больше всего По подсчетам историков, Россия провела в войнах две трети своей истории. Это были войны как оборонительные, так и завоевательные. Вооруженная конфронтация России с рядом стран исчислялась веками.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/8a1e575788.jpg) Забытые танковые асы Великая Отечественная война - это война миллионов советских граждан против фашизма. Но среди этих миллионов встречаются незаслуженно забытые герои. Их подвиги и сейчас будоражат умы, а еще семьдесят лет назад их имена знал каждый советский гражданин. О двух танковых гениях - в материале "РГ".

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/16b80a7fad.png) Индийская Хиросима До августа 1945 года, когда на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, история знала лишь два сопоставимых по мощности взрыва, каждый из которых стоил жизни тысячам людей и причинил громадный материальный ущерб. Один из них произошел в 1944 году в индийском Бомбее при взрыве судна "Форт Стайкин". Даже несколько десятилетий спустя, когда речь заходит о прошлом, в Бомбее используют выражения "когда взорвался пароход", "до взрыва" или "после взрыва". Для жителей этого города 14 апреля 1944 года — дата, от которой начался новый отсчет лет. Однако мировой общественности об этом взрыве долгое время известно было сравнительно немного, так как дело происходило в военное время, и информация была засекречена.
Перейти в начало страницы
 
 
 tom-m15
сообщение 01.07.2016, 18:49
Сообщение #2


You're never too young to have a plan. ©
************************

Группа: Участник
Сообщений: 14955
Регистрация: 20.02.2009
Из: Питер
Пользователь №: 9882



Как мушкеты меняли военные доктрины

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/df07b555af.jpg)


Дульнозарядное оружие прошлого — мушкеты, пищали, фузеи — не обладало высокой точностью и скорострельностью, но было невероятно смертоносно, любое ранение грозило смертью или увечьем. Причем каждое серьезное усовершенствование оружия приводило к изменению военной тактики, а иногда и к смене военной парадигмы.

Продолжение статьи
Считается, что ручное огнестрельное оружие появилось в XIV веке одновременно с артиллерией. Первые образцы по сути были теми же пушками и бомбардами, только уменьшенными настолько, что из них можно было стрелять с рук. Их так и называли — ручными пушками. Конструктивно это были бронзовые или железные трубы с запаянным наглухо концом и запальным отверстием возле него. Короткие стволы укладывались на грубые ложи, похожие на удлиненные колоды. Иногда вместо ложи с запаянного конца трубы торчал длинный металлический штырь, за который и удерживалось оружие. Стрелок наводил его на цель и поджигал порох тлеющим фитилем или раскаленным прутом (нередко в этом процессе участвовали двое).

Последняя битва Средневековья
Почти два столетия ручное огнестрельное оружие не давало никаких преимуществ. Громоздкие и неудобные «ручные пушки» проигрывали по скорострельности лукам и арбалетам — хороший лучник за минуту мог выстрелить до 12 раз. Оператор огнестрельного оружия тратил несколько минут только на один выстрел. По пробивной способности пули первых ружей не превосходили арбалетные стрелы. Во втором сезоне документального сериала «Смертоносный воин» (Deadliest Warrior) показан эксперимент: пуля, выпущенная с шести метров из современной реплики китайской ручницы времен династии Мин, рикошетит от панциря мушкетера, оставляя на нем только вмятину.



Все изменилось в XV веке благодаря крупнокалиберным мушкетам, стрелявшим пулями весом в 50-60 граммов — они гарантированно поражали рыцаря в латах. Кстати, термин «мушкет» (как и большинство других названий дульнозарядного оружия) — условный. Так называли и тяжелые фитильные ружья XV-XVI веков, и ружья с ударным кремнёвым замком XVII-XIX столетий.

Как ни примитивно было раннее огнестрельное оружие, оно совершило переворот в военном деле: умелые и сильные профессиональные воины вскоре оказались бессильны перед дулом мушкета. Переломным моментом историки считают битву при Павии 1525 года между французами и испанцами — ее называют последней битвой средневековья. Именно тогда огнестрельное оружие показало безоговорочное превосходство перед рыцарской конницей. С этого времени мушкет становится главным оружием пехоты, меняется ее тактика, создаются специальные мушкетерские части.

Фитильные ружья XV-XVI веков по-прежнему медленны и громоздки, но обретают более-менее привычные нам черты, фитиль уже не подносят к запальному отверстию вручную — он закреплен на змееподобном рычаге-серпентине, приводимом в действие подобием спускового крючка. Запальное отверстие смещено вбок, рядом с ним — специальная затравочная полка, на которую насыпается порох.

А еще мушкеты и аркебузы необычайно смертоносны — попадание тяжелой и мягкой пули почти всегда приводит к смерти или тяжелым увечьям — солдат, раненный в руку или ногу, как правило, лишался конечности.

Колеса Леонардо
Но даже самые совершенные фитильные мушкеты слишком неудобны — стрелок больше думал о том, как поджечь порох, а не о том, как вернее прицелиться. Фитиль легко гас в непогоду, спичек и зажигалок еще не придумали, а быстро разжечь фитиль с помощью огнива в случае внезапной тревоги было невозможно. Поэтому у часовых фитиль тлел постоянно, спрятанный в специальную фитильницу, намотанный на приклад мушкета или прямо на шляпу мушкетера. Считается, что у стражников за время ночных дежурств выгорало по пять-шесть метров фитиля.



Немного улучшил положение дел колесцовый замок, известный уже с XV века. В нем искра для поджига пороха на затравочной полке высекалась с помощью вращающегося колесика с насечкой. Перед стрельбой оно заводилось ключом, как музыкальная шкатулка, а при нажатии на спуск вращалось, одновременно сверху к нему прижимался держатель с закрепленным кусочком пирита. На авторство колесцового замка претендуют несколько инженеров, в частности чертежи таких устройств есть в работе Леонардо да Винчи под названием Codex Atlanticus.

Пусть колесцовый замок и выигрывал у фитильного в надежности, но был слишком капризен, сложен (их производили часовых дел мастера) и дорог, а потому не смог полностью вытеснить серпентин с тлеющим фитилем. К тому же почти одновременно с колесцовым замком появился куда более простой и совершенный ударно-кремнёвый замок — его еще называют ударным, батарейным, кресальным. В нем курок с кремнем бил по металлической пластине-кресалу, высекая искры, одновременно открывалась полка с затравочным порохом. Он вспыхивал и поджигал основной заряд в стволе.



Историки полагают, что ударный замок придумали на Ближнем Востоке. В Европе эту схему первыми применили испанцы, а до совершенства ее довели французы. В 1610 году оружейник Марен Ле Буржуа объединил лучшие черты разных образцов и создал так называемый французский батарейный замок, который почти до середины XIX века был основой ручного огнестрельного оружия в Европе, США, многих странах Востока (не во всех, в Японии до последней четверти XIX века использовались фитильные ружья). К XVII веку сложился окончательный облик кремнёвого ружья — общая длина около полутора метров, ствол до 1,2 метра, калибр 17-20 миллиметров, вес — четыре-пять килограммов. Все приблизительно, ведь никакой унификации в производстве не было.



Помимо классических мушкетов, на вооружении военных были ручные мортирки для стрельбы гранатами и короткие мушкетоны с толстыми стволами-раструбами, из которых стреляли рубленым свинцом, гвоздями или мелкими камушками.

Зачем кусать патрон
Пожалуй, самое знаменитое кремнёвое оружие — британский мушкет сухопутного образца 1722 года, прозванный Brown Bess («Смуглянка Бесс»). Деревянная ложа мушкета была коричневой, а ствол часто покрывался так называемым «ржавым» лаком. «Смуглянка Бесс» применялась в самой Британии, во всех ее колониях и состояла на вооружении до середины XIX века. Какими-то выдающимися характеристиками это оружие не обладало, а свою известность приобрело благодаря широкому распространению. Коричневому мушкету даже посвятил одно из своих стихотворений певец британского милитаризма и колониализма Редьярд Киплинг — оно так и называется Brown Bess. В британском «Словаре вульгарного языка» (Dictionary of the Vulgar Tongue) 1785 года выражение «обнимать Смуглянку Бесс» означает «служить солдатом».

Самым лучшим кремнёвым ружьем эксперты называют французский мушкет 1777 года. К тому времени инженер и мастер фортификации маркиз Себастьен Ле Претр де Вобан усовершенствовал ударно-кремнёвый замок и изобрел штыковую трубку, позволившую стрелять с примкнутым штыком — до этого штык вставлялся в ствол. С этим ружьем французские пехотинцы прошли все войны Революции и Империи. Ружье с вобановским замком практически сразу же было принято на вооружение всеми европейскими армиями. Русский мушкет образца 1808 года по сути был копией французского ружья с несколько измененным калибром.



Ударный замок и отработка алгоритма заряжания существенно повысили скорострельность дульнозарядных ружей. Историки утверждают, что прусская пехота XVII века делала до пяти выстрелов в минуту при четырех перезарядках, а отдельные стрелки — до семи выстрелов при шести перезарядках.

Для ускорения зарядки порох, пыж и пуля объединялись в одном бумажном патроне. Французское наставление по зарядке оружия включало 12 команд. Вкратце процесс выглядел так: солдат ставил курок на предохранительный взвод, открывал крышку затравочной полки, надкусывал бумажный патрон, высыпал часть пороха на полку, после чего закрывал ее. Остатки пороха сыпал в ствол, туда же отправлял бумажный патрон с пулей — бумага служила пыжом, прибивал пулю шомполом, затем ставил курок на боевой взвод. Ружье было готово к выстрелу.

Кстати, бумажный патрон сыграл с англичанами злую шутку — считается, что именно он послужил поводом к восстанию сипаев 1857-1859 годов в Индии. В феврале 1857 года в 34-м Бенгальском полку туземной пехоты прошел слух, что оболочка новых бумажных патронов пропитана не то коровьим, не то свиным жиром. Необходимость надкусывать такие патроны оскорбляла религиозные чувства индуистов и мусульман. Один из туземных солдат объявил, что не станет кусать патрон, а когда для разбора инцидента прибыл полковой лейтенант, туземец выстрелил в него, ранив лошадь.

Как бесы раскручивали пули
Но даже самый совершенный мушкет не отличался точностью — попадание со ста метров в мишень площадью метр на метр было весьма неплохим результатом. Прицельная залповая стрельба велась на расстояниях в 50-100 метров — считалось, что попасть в шеренгу противника дальше 200 метров невозможно. В большинстве армий солдатам позволяли сделать три-пять учебных выстрелов, чтобы ознакомиться с процессом заряжания. Все остальное — в бою.

Зато приемы залповой стрельбы были отработаны до совершенства — для уменьшения промежутков времени между залпами применялся строй стрелков из нескольких шеренг. Первая шеренга давала залп, уходила назад заряжать ружья, ее место занимала вторая с заряженными мушкетами, после залпа она уступала место третьей шеренге и т.д. Были приемы для стрельбы сразу тремя шеренгами: солдат первой шеренги становился вполоборота, следующий за ним, оставался на месте, третий делал шаг вправо.



Первые образцы нарезного оружия относятся к XV веку — в арсенале Турина есть нарезное ружье 1476 года. Уже к первой четверти XVI века нарезные ружья высокого качества имелись в разных странах Европы, прежде всего в Германии. Но это были единичные образцы, доступные лишь богачам.

Раннее нарезное оружие иногда называют «преждевременным изобретением», в том смысле, что уровень технологического развития того времени исключал его широкое распространение. К таким же преждевременным изобретениям относят и первые кремнёвые револьверы — один из самых старых образцов датируется 1597 годом (первый револьвер Кольта появился в 1836 году), а в Оружейной палате Кремля есть револьверная пищаль 1625 года.

Точность первого нарезного ружья производила столь сильное впечатление на современников, что спровоцировала религиозный диспут. В 1522 году баварский священник (по другим источникам, чернокнижник) по имени Мореций объяснил точность нарезного оружия тем, что кишащие в воздухе бесы не могут удержаться на вращающихся пулях, ведь на вращающихся небесах чертей нет, а на Земле их полно. Оппоненты Мореция настаивали на том, что бесам как раз нравится все вращающееся, и, вероятно, они направляют вращающуюся пулю.

Точку в споре поставил эксперимент, проведенный в германском городе Майнц в 1547 году. Сначала по целям с расстояния в 200 ярдов 20 раз выстрелили простыми свинцовыми пулями, затем сделали еще 20 выстрелов освященными серебряными пулями с начертанными на них крестиками. Половина свинцовых пуль попала в цель, а серебряные прошли мимо. Ответ был очевиден. Церковные власти запретили «дьявольское оружие», а испуганные горожане побросали винтовки в костер.

Правда, те кто могли позволить себе нарезное оружие, продолжали им пользовался. Но прошло более трехсот лет, прежде чем к концу XVII века создали нарезное ружье, годное для относительно массового вооружения пехоты. И лишь во второй половине XIX века нарезные дульнозарядные винтовки вытеснили из армии классические мушкеты.
Перейти в начало страницы
 
 
 tom-m15
сообщение 27.07.2016, 10:49
Сообщение #3


You're never too young to have a plan. ©
************************

Группа: Участник
Сообщений: 14955
Регистрация: 20.02.2009
Из: Питер
Пользователь №: 9882



Две великие победы русского флота, о которых редко вспоминают

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/8ca758630a.jpg)


Ранней весной 1790 года началась третья, решающая кампания русско-шведской войны 1788-1790 гг. Несмотря на все усилия, королю Густаву III за два предшествующих года не удалось добиться сколько-нибудь заметного перевеса. Россия, ведя одновременно победоносную войну с Турцией на юге, не только успешно отбивалась на Балтике, но и наносила шведам ощутимые ответные удары. Главную роль здесь играл Балтийский флот, разгромивший неприятеля в Гогландском и 1-м Роченсальмском сражениях. Однако это не охладило воинственного пыла короля. Он жаждал реванша, возлагая надежды на свои военно-морские силы. Его план отличался простотой и дерзостью. Учитывая, что шведское побережье и порты освобождаются ото льда на две недели раньше, чем Финский залив, Густав намеревался направить свой флот к Ревелю, где зимовала эскадра вице-адмирала В. Чичагова, и разгромить ее, используя фактор внезапности. Затем король предполагал нанести такой же удар по Кронштадтской эскадре вице-адмирала А. Круза, высадить десант у стен Санкт-Петербурга, где и продиктовать русским условия мира. Перед выходом в море главнокомандующий шведским флотом, брат короля генерал-адмирал герцог Карл Зюдерманландский, получил от своих лазутчиков исчерпывающую информацию о состоянии Ревельской гавани и стоящих в ней кораблях. Учитывая двукратный перевес в силах, шведы были уверены в победе.

Читать далее


Однако русские разведчики тоже недаром ели свой хлеб, и скоро В. Чичагов уже знал о предстоящем нападении. Зимой он побывал в столице, докладывал императрице о планах действий флота в нынешнюю кампанию. Екатерина II поинтересовалась, сможет ли В. Чичагов отразить нападение превосходящих сил противника на Ревель весной. Вице-адмирал заверил ее, что управится. «Но их же много, а вас мало!»- не унималась Екатерина. «Ничего, матушка, не проглотят, подавятся!» - ответил командующий.

На Ревельском рейде русская эскадра готовилась к бою. Она насчитывала десять линейных кораблей и пять фрегатов, всего до 900 орудий. Особую тревогу В. Чичагова вызывало то, что эскадра была еще не сплавана, а команды кораблей на три четверти состояли из рекрутов, видевших море впервые. Поэтому сражение В. Чичагов решил принимать, стоя на якорях, «укрепясь в позиции оборонительно».

В первую линию выстраивались все линейные корабли и фрегат «Венус». Остальные фрегаты, вспомогательные суда и брандеры составили вторую линию. Командир авангарда вице-адмирал А. Мусин-Пушкин расположился на «Саратове», командир арьергарда контр-адмирал П. Ханыков на 74-пушечной «Святой Елене». Командующий поднял свой флаг на «Ростиславе». Все спешили. Работая круглосуточно, русские моряки успели загрузить ядра и порох, пополнить запасы. 1 мая эскадра встречала неприятеля в полной готовности.

На следующий день у о. Нарген в утренней дымке усмотрели шведов. Неприятельский флот состоял из 20 линейных кораблей и семи фрегатов, имевших более 1600 орудий. Помимо команд на кораблях находились шесть тысяч человек десанта. На переходе шведы провели несколько артиллерийских учений, да и флот их вполне сплавался.

Дул слабый вестовый ветер, благоприятствующий нападающим. Обнаружив друг друга почти одновременно, противники все-таки находились в разных ситуациях. Если для В. Чичагова появление шведов не было неожиданностью, то для Карла Зюдерманландского вид готовых вступить в бой русских кораблей стал неприятным сюрпризом. Это путало планы герцога. На шканцах флагманского шведского корабля «Густав III» собрались на совещание все офицеры. После недолгих споров решили атаковать русскую эскадру под парусами.

Карл сказал начальнику штаба Норденшельду, что двадцать лет назад русские этим способом сожгли турецкий флот при Чесме. В этот раз шведы решили повторить русский маневр, но при этом сжечь их самих. У борта «Густава III» уже покачивался на волнах фрегат «Улла Ферзен», на который перед сражением по распоряжению короля должен был перебраться его брат, чтобы не подвергаться излишней опасности.

Ветер начинал быстро усиливаться, своими порывами подгоняя шведские корабли прямо в Ревельскую бухту. Не удержавшись в строю, один из линейных кораблей на всем ходу выскочил на камни, прочно засев на них. Огибая неудачника, с которого выбрасывались за борт орудия, флот продолжал движение. Командир флагманского корабля Клинт пытался убедить контр-адмирала Норденшельда принять бой на якорях, указывая на резкое ухудшение погоды. «Поздно! - бросил начальник штаба, - Мы уже атакуем!»



В. Чичагов произвел последние приготовления к баталии. На военном совете он приказал бить из орудий только по парусам и рангоуту, чтобы лишить шведские корабли возможности маневра. «Их, голубчиков, самих к нам прибьет. Люфт-то им попутный!» - пояснял вице-адмирал. И вот над «Ростиславом» взвился сигнал «Приготовиться к бою!». Стихло на батарейных палубах. Крепкие руки комендоров уже сжимали банники, ганшпуги. От запальных фитилей курился легкий дымок. К десяти утра 2 мая 1790 года передовые шведские корабли сошлись с русской эскадрой на дистанцию огня. Сражение началось.

Неприятель, сближаясь с эскадрой, поворачивал через фордевинд на левый галс и шел вдоль всей русской боевой линии, а затем отходил на север к острову Вульф. Головной шведский парусник «Дристикгетен», спускаясь по ветру, на большом ходу пронесся параллельно русским кораблям. Залп его успеха не имел. Ядра легли с недолетом. Зато в ответ он получил несколько метких залпов от каждого русского корабля и, отвернув к Вульфу, зазиял дырами парусов. А вдоль линии русских уже несся следующий - «Раксен Стендер». Получив тяжелые повреждения, он сел на мель у острова Вульф и после попыток сняться с камней был оставлен командой и сожжен.

Попутный ветер гнал корабли противника к берегу и кренил их на правый боевой борт так, что нижние батареи заливало водой, а все верхние становились открытыми целями для русских комендоров. Пятым по счету в шведском строю мчался вдоль эскадры корабль под флагом командира авангарда контр-адмирала Модее. Чтобы подать пример храбрости, он отвернул от русской линии лишь в десятке метров. Его кораблю удалось добиться нескольких попаданий, но и сам он едва ушел с перебитыми реями.



Русские артиллеристы действовали слаженно, их залпы следовали один за другим с минимальными промежутками. Попытавшийся повторить маневр командира авангарда «Форсигтикхетен» поплатился вычищенной картечью палубой. На смену ему шел, отчаянно кренясь, флагман «Густав III». Но едва его командир Клинт эффектно продефилировал вдоль русской эскадры, как меткий выстрел с «Ярослава» перебил фок-рею корабля. Его тут же стало сносить в сторону русских.

В. Чичагов отдал команду приготовиться взять неприятельский флагман на абордаж. Однако шведам всего в двадцати саженях от «Ростислава» удалось исправить повреждение. «Густаву III» повезло, и он чудом избежал пленения. Но чудеса не повторяются. Задний мателот флагмана «Принц Карл», которому на развороте перебили грот- и фор-стеньги, спасти не удалось. Корабль стал неуправляем. Попытка восстановить положение, воспользовавшись нижними парусами, не удалась.

Их тут же смели русские ядра. После десятиминутного сопротивления «Принц Карл» бросил якорь и сдался на милость победителей. В. Чичагов перекрестился: «Один есть!» Участь плененного корабля готов был разделить и следовавший за ним «София-Магдалина». Ему повезло - «Принц Карл» прикрыл его собой от русских пушек. Находясь в отдалении от сражения, Карл Зюдерманландский с ужасом наблюдал за происходящим. Участь «Принца Карла» ожидала многие его лучшие корабли. Над «Улла Ферзен» взвился сигнал о прекращении боя. Шведские корабли спешили убраться прочь от губительного огня русских. Вдалеке у о. Вульф огромным костром полыхал «Раксен Стендер».



В час пополудни над рейдом гремело русское «Ура!». Ревельский бой закончился полной победой. Потеряв два линейных корабля и более 700 человек пленными, шведы ретировались. Потери русских составили 8 человек убитыми и 27 ранеными. Казалось бы, что фиаско под Ревелем должно было отрезвить шведов, но Карл Зюдерманландский считал иначе. Он был уверен, что русские понесли серьезные потери, а кроме того, Чичагов по-прежнему не готов к плаванию. И шведы повернули на Кронштадт.

Из Карлскруны подошло подкрепление: два новых линейных корабля, фрегат и несколько транспортов с различными припасами. Находившийся с гребным флотом у Роченсальма король, получив известие о поражении и желании брата возобновить нападение на русских, благословил герцога и его флот на победу. Но и Кронштадт уже готовился встретить супостата. Стоявшие там корабли возглавлял кумир молодежи геройский капитан «Евстафия» при Чесме вице-адмирал А. Круз. Прямой и вспыльчивый Круз нередко становился неугодным для высшего света. Да и Екатерина II относилась к нему с прохладцей. Но флот обожал своего героя, верил в него - это и определило его назначение командующим Кронштадтской эскадрой.

Подготовка к предстоящей кампании была связана с большими трудностями. Лучшее отправлялось в Ревель к Чичагову, кронштадтцы довольствовались оставшимся. Для комплектования команд не хватало офицеров - А. Круз приказал брать армейских, не хватало матросов - забирали из столицы денщиков и даже арестантов из тюрем. Чтобы обеспечить эскадру припасами, адмирал пошел на крайность - приказал сбивать замки со складов и выгребать оттуда все, что есть.



Узнав о событиях у Ревеля, вице-адмирал решил занять позицию между островами Сескар и Биорке. На южном берегу Финского залива возвышались вдалеке крутые обрывы, именуемые в народе Красной Горкой. Для усиления позиции и обороны фарватера у Кронштадта оставили старый линейный корабль и фрегат, а мелкими судами перегородили северный фарватер от Систербека до Еотлина. Главные силы Кронштадтской эскадры состояли из семнадцати линейных кораблей и двенадцати фрегатов.

А в Санкт-Петербурге царила растерянность. Узнав о шведских силах, приходивших к Ревелю, Екатерина II заволновалась: готова ли Кронштадтская эскадра к отражению возможного нападения? «Скажите мне, что делает сейчас Круз?» - то и дело допытывалась она у своего секретаря Храповицкого. «Будьте уверены, ваше величество, он пересилит самого беса!» - отвечал секретарь, близко знавший вице-адмирала. Не успокоенная ответом, Екатерина послала в Кронштадт бывшего начальника Круза по Архипелажской экспедиции Алексея Орлова с наставлением узнать, что и как. Прибыв на флагманский «Иоанн Креститель» («Чесма»), Орлов шутливо спросил Круза: «Когда придут шведы в Петербург?» Круз показал рукой на эскадру: «Только тогда, когда пройдут через щепу моих кораблей!» Вернувшись с эскадры, Орлов успокоил императрицу.

На рассвете 23 мая 1790 года противники обнаружили друг друга милях в четырех. 42 шведских судна, в отличие от наших, расположились в 2 батальных линиях. Но это нисколько не смутило Круза. Его эскадра косой линией в шахматном порядке и правым крылом вперед надвинулась на неприятеля.



Первыми в бой вступили корабли авангарда под командованием вице-адмирала Я. Сухотина. Шведы на нее обратили всю мощь своих пушек. Ожесточение боя возрастало с каждой минутой. Русские комендоры стреляли так часто, что случались даже разрывы орудий, которые калечили и убивали прислугу. В разгар сражения пущенным в упор шведским ядром оторвало ногу Я. Сухотину. Однако вице-адмирал нести себя в корабельный лазарет не разрешил, а, истекая кровью на шканцах, продолжал командовать авангардом.

С каждым часом шведы все усиливали натиск. Круз, ходивший по палубе флагмана, внешне был совершенно спокоен, покуривая любимую глиняную трубку. Лишь один раз побледнел командующий, узнав о ранении своего друга - Якова Сухотина. Передав командование командиру флагмана, он на шлюпке устремился к авангарду, чтобы проститься с умирающим боевым товарищем. Обнял, поцеловал по русскому обычаю, и обратно. Под неприятельским огнем обошел всю эскадру. Стоя во весь рост, залитый кровью убитого рядом матроса, он подбадривал экипажи, отдавая необходимые распоряжения капитанам.

К вечеру шведы стреляли реже. Их корабли, туша пожары, стали один за другим выходить из боя. Ветер затихал, и Карл Зюдерманландский опасался, что его застигнет штиль. Русская эскадра находилась на прежней позиции. Место боя осталось за ней!



Едва прекратились последние залпы, Круз на шлюпке вновь обошел корабли. Осмотрел повреждения и поздравил моряков с одержанной победой. Вечером Екатерина получила донесение от командующего гребной флотилией принца К. Нассау-Зигена, находившегося у Выборга. Неизвестно по каким мотивам, но он известил императрицу, что Круз наголову разбит и шведы вот-вот прорвутся к столице. Во дворце началась паника. Однако ближе к полуночи поступило сообщение из Кронштадта, что Круз хотя и был атакован неприятелем, но отстреливался целый день и не отступил.

24 мая сражение возобновилось. Теперь Карл наносил удары по русскому центру. Он подошел к эскадре Круза, но не стал сильно сближаться и, желая воспользоваться многочисленностью своих кораблей, делал различные маневры, однако все хитрости неприятеля были безуспешны, и Круз везде противопоставлял ему достойный отпор. Пытаясь достать русские корабли на максимальной дистанции, шведы били ядрами в воду, чтобы те, рикошетя, достигали цели. Но это не помогло. Эскадра встречала врага яростным огнем. Мало того, на русском флагмане гремела плясовая музыка, что невероятно изумило Карла. Продержавшись с полчаса, шведы отошли.

Узнав о плачевном состоянии брата, Густав III, находившийся с гребными судами в четырех милях от места баталии в Биоркезунде, выслал Карлу для поддержки двадцать галер. Но два русских фрегата обратили их в бегство. Вскоре королю донесли, что эскадра В. Чичагова, вступив под паруса, движется к Кронштадту. Густав тотчас известил об этом Карла. У герцога оставался последний шанс. И он решился на него. Воздев боевые флаги, шведские корабли устремились вперед. Вновь загремели частые залпы. Запрыгали по палубам ядра. Шведы напирали с такой решительностью, что кронштадтцы начали изнемогать под натиском превосходящего неприятеля. Настал момент, когда положение эскадры стало критическим: шведам ценой неимоверных усилий удалось прорезать ослабленную линию русских. Корабли Круза простреливались насквозь. Верхние палубы покрылись убитыми, в шпигатах застывали потоки крови.



Казалось, сражение по всем линейным канонам проиграно. Но вице-адмирал Круз нашел единственно правильный выход в создавшейся ситуации. По его сигналу на врага устремился отряд фрегатов, находившийся в резерве. Совершив лихой маневр, корабли решительно атаковали противника, заставив его отойти назад. Положение было восстановлено. Русская эскадра, как и прежде, преграждала шведам путь к Санкт-Петербургу. Круз, внимательно следивший за ходом баталии, заметил, что шведы начали стрелять холостыми зарядами, стараясь поддерживать шум и сберегая боезапас. «А вдруг у супостата запас-то к концу подошел!» - подумал вице-адмирал. Он распорядился лечь эскадре на новый курс, чтобы сблизиться со шведами вплотную. Но, не приняв боя на кратчайшей дистанции, те стали поспешно отходить. Догадка адмирала подтвердилась. По сигналу с флагмана малочисленная Кронштадтская эскадра устремилась в погоню за противником. Опасность шведского нападения на столицу была ликвидирована.

Шведский флот, буксируемый талерами, старался скрыться в Выборгском заливе. Корабли Круза неотступно преследовали его. Им на помощь подоспела Ревельская эскадра В. Чичагова. Совместными усилиями русские моряки загнали неприятеля к Выборгу и там блокировали. Лишь через месяц ценой огромных потерь ему удалось прорваться к Карлскруне, но судьба русско-шведской войны была предрешена. От поражения Густава III не могло спасти ужа ничто. Вскоре в местечке Верелэ был подписан мир, по которому Швеция отказалась от всех своих претензий и обязалась возместить России все затраты на войну. Екатерина II вновь смогла сосредоточить усилия страны на борьбе с Турцией. Но, как оказалось, ненадолго.
Перейти в начало страницы
 
 
 tom-m15
сообщение 01.10.2016, 13:55
Сообщение #4


You're never too young to have a plan. ©
************************

Группа: Участник
Сообщений: 14955
Регистрация: 20.02.2009
Из: Питер
Пользователь №: 9882



Динамитный крейсер USS Vesuvius (США)

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/3dd9a61622.jpg)


С 1883 года американский артиллерист лейтенант Эдмунд Луи Грей Залински занимался тематикой динамитных орудий. В течение нескольких следующих лет Залински и его коллеги создали несколько вариантов артиллерийских систем нового класса. В середине десятилетия ему удалось заинтересовать потенциального заказчика в лице военно-морских сил Соединенных Штатов. Вскоре последовали заказы на вооружение новых типов, предназначавшееся для использования на практике. Самым смелым проектом этого рода стало строительство «динамитного крейсера» USS Vesuvius.

Динамитные пушки, изобретенные Дэвидом М. Мэффордом и усовершенствованные Э. Залински, имели ряд характерных плюсов. Такое оружие отличалось повышенным могуществом снарядов, обусловленным использованием зарядов из динамита, не требовало использования метательных зарядов, а также не создавало вспышки и шума при стрельбе. Присутствовали некоторые заметные недостатки, в первую очередь, ограниченная дальность стрельбы, ограниченная сфера применения и т.д., однако их посчитали приемлемой платой за существующие преимущества.

Читать далее
В 1887 году представители ВМС США провели дополнительные испытания 8-дюймовой (203,2 мм) пушки конструкции Залински образца 1885 г. По результатам этих проверок было решено заказать разработку и изготовление некоторого количества орудий увеличенного калибра, которые в обозримом будущем планировалось использовать в составе береговых батарей и на экспериментальном боевом корабле. Все это оружие должно было иметь калибр 15 дюймов (381 мм). Разработка и изготовление артиллерийских систем были поручены компании Pneumatic Dynamite Gun Company, ранее основанной Э. Залински и его коллегами.

С конца лета 1886 года велась предварительная проработка перспективного проекта корабля с новым вооружением. В сентябре 1887 года федеральное правительство официально заказало разработку и постройку такого корабля, основным вооружением которого должны были стать несколько динамитных пушек. В соответствии с заказом, корабль, получивший имя USS Vesuvius, должен был иметь водоизмещение в пределах 1000 т и нести в качестве главного калибра три 15-дюймовых орудия на стационарной установке. Также следовало использовать некоторое дополнительное артиллерийское вооружение.

В связи с типом предлагаемого к применению вооружения корабль был классифицирован как «динамитный крейсер». При этом прочие характеристики заставляют относить «Везувий» к классу канонерских лодок. Тем не менее, учитывая уникальность проекта, можно не обращать внимания на нюансы классификации и именовать корабль небольшого водоизмещения крейсером, как это делали его заказчики и создатели.

Требования, касавшиеся размеров и других основных особенностей динамитного крейсера, положительным образом сказались на сроках разработки. К моменту появления официального заказа проект был завершен, что позволило уже в сентябре 1887 года провести торжественную церемонию закладки. Строительство корабля было поручено верфи William Cramp and Sons (г. Филадельфия). Сравнительная простота конструкции сказалась на сроках строительства: основная часть работ заняла лишь семь месяцев. USS Vesuvius был спущен на воду в конце апреля 1888 года.



В соответствии с проектом, первый динамитный крейсер не должен был отличаться крупными габаритами и большим водоизмещением. Некоторые особенности проекта, такие как стационарное размещение крупнокалиберных орудий, позволило отказаться от сложных башен и т.п. оборудования, заметным образом сократив максимально необходимые размеры корабля. В итоге получился корабль водоизмещением не более 950 т длиной 75 м, шириной 8 м и с осадкой 2,7 м.

Основные элементы конструкции корабля USS Vesuvius предлагалось изготавливать из дерева. Количество металлических деталей было сокращено до необходимого минимума. Бронирование не предусматривалось. Динамитный крейсер был, в первую очередь, экспериментальным кораблем, из-за чего не нуждался в оснащении, аналогичном использовавшемуся на боевых кораблях того времени. Все это привело к формированию необычной для боевых кораблей конструкции, а также к появлению нестандартного внешнего вида. «Везувий» получил острые обводы корпуса большого удлинения и гладкую палубу без выраженных бака или юта. В центральной части палубы помещалась одноярусная рубка. Перед ней и позади нее имелись мачты и различное дополнительное оснащение.

Носовая часть корпуса корабля, примерно треть от общей длины, отдавалась под размещение основного вооружения. Кроме того, в носу помещались некоторые дополнительные отсеки и помещения вспомогательного назначения, а также кубрики для экипажа. Центральный отсек, расположенный непосредственно под надстройкой, вмещал котлы и угольные ямы. В корме имелись главная паровая машина, а также жилые и вспомогательные помещения. Рубка вмещала центральный пост, кают-компанию и т.д. Кроме того, сквозь нее проходила единственная дымовая труба.


Динамитный крейсер получил паровую силовую установку, обычной для кораблей того времени конструкции. В центральном отсеке корпуса помещались четыре крупных котла, отвечавшие за подачу пара на машины. Котлы помещались в два ряда параллельно оси корпуса. В центре отсека помещались системы для вывода дыма через центральную дымовую трубу. Кормовее отсека котлов помещалось машинное отделение с двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения. Максимальная мощность каждой машины достигала 2183 л.с. Мощность выдавалась на два гребных винта, по одному на каждую машину. Угольные ямы, необходимые для хранения топлива, помещались между бортами и стенками котельного отсека. Для подачи воды, пара и т.д. использовалась достаточно сложная система трубопроводов с системами контроля и управления.

Основным оружием корабля USS Vesuvius должны были стать три динамитные пушки калибра 381 мм каждая. Характерной чертой подобного оружия была необходимость использования ствола сравнительно большой длины, что следовало учесть при конструировании корабля. Исходя из соображений экономии места и упрощения конструкции в целом, авторы проекта «Везувий» решили поместить пушки стационарно и параллельно продольной оси. Под размещение орудий выделили значительный объем в носовой части корпуса. Стволы должны были устанавливаться с фиксированным углом возвышения в 16°. При этом казенники располагались на уровне самых нижних помещений корпуса, а дульные части стволов выступали над палубой.

По заказу военного ведомства, компания Pneumatic Dynamite Gun Company разработала новый вариант 15-дюймового динамитного орудия. К этому времени Э. Залински и его коллеги уже разработали подобную систему, предназначенную для использования на берегу. В соответствии с заказом, связанным со строительством динамитного крейсера, был создан измененный вариант пушки. От исходного он отличался, прежде всего, отсутствием каких-либо средств наведения. Кроме того, была разработана новая система подачи боеприпасов, потребовавшая разделить ствол на две части.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/dacc985c58.jpg)

Боевое отделение корабля. Казенные части стволов опущены в нижнее положение для досылания снарядов.


Ствол длиной 55 футов (17 м) выступал над палубой только на 4,6 м, тогда как остальные его части помещались внутри корпуса. Конструкция ствола была разделена на два основных блока. Один из них, представлявший собой центральную и дульную части ствола, крепился стационарно и не мог перемещаться. Второй блок ствола монтировался на шарнире и мог качаться в вертикальной плоскости при помощи соответствующих приводов. Казенная часть этого агрегата была наглухо закрыта затворной плитой с трубопроводами для подачи сжатого газа. Для ведения огня качающийся блок ствола должен был подниматься в верхнее положение под 16° к горизонтали. Для перезарядки предлагалось опускать ствол в горизонтальное положение. Оба блока ствола не имели нарезов.

Хранить снаряды предлагалось в специальной механизированной укладке, помещенной на самой нижней палубе. Боеприпасы помещались в три системы револьверного типа с четырьмя трубами на каждой. Каждый такой барабан мог вращаться вокруг своей оси и подавать на линию досылания снаряды требуемых типов. После опускания казенной части ствола в горизонтальное положение снаряд заталкивался в нее хвостовиком вперед. Затем ствол можно было поднимать в боевое положение и производить выстрел. При подготовке к следующему выстрелу процедура повторялась. Укладки корабля позволяли перевозить до 30 снарядов – по 10 для каждого орудия. Имелась возможность составления боекомплекта из снарядов разных типов с подачей к орудию требуемого в текущей ситуации.

Внутри орудийного отсека также предусматривались места для размещения баллона сжатого воздуха. Баллон и два компрессора с паровым приводом, соединенным с главными котлами, могли обеспечивать давление до 1000 футов на кв.дюйм (70 атмосфер). Емкость баллона и производительность компрессоров позволяла производить подготовку к новому выстрелу за несколько минут. При помощи трубопроводов, манометров и клапанов артиллеристы должны были управлять работой пневматической части и ее взаимодействием с орудиями.



Для пушек крейсера «Везувий» были разработаны снаряды нескольких типов. Они представляли собой изделие с медным корпусом обтекаемой формы и хвостовиком, состоящим из длинной балки и оперения. Внутри снаряда, в зависимости от размеров его головной части, помещалось от 200 до 550 фунтов (90,8 – 250 кг) гремучего студня. Боеприпасы разных типов отличались массой и, как следствие, параметрами траектории. Для стабилизации снарядов в полете использовались плоскости, установленные под углом к оси изделия.

В зависимости от типа используемого снаряда и требуемой дальности стрельбы расчет орудий должен был выставлять давление, подаваемое в канал ствола. Для стрельбы на максимальную дальность следовало выставлять наибольшее давление. Кроме того, увеличенное давление требовалось для стрельбы более тяжелыми снарядами. Горизонтальное наведение орудий предлагалось осуществлять поворотом всего корабля.

В качестве дополнительного вооружения динамитный крейсер USS Vesuvius должен был получить несколько 3-фунтовых пушек. Проект предусматривал восемь точек для установки такого вооружения, но в итоге было смонтировано лишь три пушки. Дополнительное вооружение должно было использоваться для борьбы с небольшими надводными целями на сравнительно малых дистанциях.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/8c93a4929d.jpg)

Казенная часть орудий и пневматические системы.


Управлять кораблем должен был экипаж из 70 офицеров и матросов. Паровая машина позволяла развивать скорость до 21 узлов, дальность плавания – сотни миль. Динамитный крейсер мог работать в прибрежной зоне и вести обстрел надводных или береговых целей. Высокая мощность снарядов основных орудий позволяла уничтожать различные объекты, хотя в некоторых случаях требовалось приближаться к ним на опасное расстояние.

Вскоре после завершения строительства первый в мире корабль, вооруженный динамитными орудиями, вышел на испытания с проверочными стрельбами. Испытания показали, что USS Vesuvius отвечает предъявленным требованиям по размерам и ходовым характеристикам, а также обладает высокой огневой мощью. Было установлено, что при максимальном давлении в канале ствола дульная скорость снаряда, в зависимости от его типа, может достигать 800 футов в секунду (243 м/с). Наиболее тяжелый снаряд с 550 фунтами взрывчатого вещества летел на расстояние не более 1 мили. 200-фунтовый боеприпас имел дальность стрельбы порядка 4 тыс. ярдов (3700 м). Также корабль показал неплохую скорострельность. Во время испытаний 15 выстрелов из трех орудий были выполнены за 16 мин 50 с.

В 1888-90 годах новейший корабль проходил все необходимые испытания, по результатам которых было принято решение о принятии динамитного крейсера в боевой состав военно-морских сил. 3 июня 1890 года USS Vesuvius официально стал боевой единицей и вступил в строй.

Первый период эксплуатации «Везувия» продолжался до 25 апреля 1895 года. В это время экипаж осваивал технику и участвовал в различных учениях. После пяти лет службы появились претензии к состоянию корабля, который уже нуждался в ремонте. Весной 1895 года крейсер поставили в док для проведения капитального ремонта. Необходимые работы по восстановлению техники завершились только в самом начале 1897 года, после чего корабль вернулся в боевой состав флота.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/240c087224.jpg)

Револьверная система хранения боекомплекта.


Только после капитального ремонта динамитному крейсеру удалось впервые принять участие в реальной военной операции. В мае 1898 года USS Vesuvius отправился к Кубе для участия в морской блокаде острова. В ходе этой операции экипаж корабля выполнял различные задачи, в первую очередь вспомогательного характера. К примеру, крейсеру несколько раз приходилось перевозить грузы и личный состав из Флориды. Восемь раз «Везувий» выполнял стрельбы по г. Сантьяго. Под покровом ночи корабль приближался к берегу на расстояние выстрела, почти бесшумно выпускал несколько снарядов и уходил обратно в море. Подвергавшиеся обстрелу испанские войска узнавали об атаке только по взрывам упавших снарядов и, естественно, не ничем не могли ответить противнику. Как потом вспоминали американские военачальники, бомбардировка города динамитными снарядами оказала заметное влияние на ход конфликта.

Несмотря на удовлетворительные результаты реального боевого применения и высокую огневую мощь, динамитный крейсер посчитали не самым удачным образцом. Уже 16 сентября 1898 года, буквально через пару недель после завершения кубинской операции, USS Vesuvius вывели из состава флота и отправили на верфь г. Бостон. В течение нескольких следующих лет корабль стоял у причальной стенки без каких-либо реальных перспектив.

В 1899 году появилось предложение о строительстве второго корабля с динамитным вооружением. Предложение было одобрено некоторыми представителями командования, однако в дальнейшем не было реализовано. С учетом опыта эксплуатации имеющегося крейсера и его характерных недостатков военное ведомство США решило не строить систершип не самого удачного экспериментального корабля. К началу XX века обсуждение возможного строительства второго динамитного крейсера полностью прекратилось.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/7b7427fc3d.jpg)

Один из снарядов, использовавшихся пушками крейсера.


Динамитный крейсер USS Vesuvius простаивал без дела до 1904 года. В дальнейшем было решено перестроить экспериментальный боевой корабль в опытовое судно, предназначенное для испытания новых систем вооружения. В соответствии с обновленным проектом, крейсер должен был лишиться динамитных пушек и получить торпедные аппараты. В ходе переоборудования корабль остался без уникального орудийного отсека с пневматическими орудиями, на месте которого установили набор из четырех торпедных аппаратов. Имелись три системы калибра 18 дюймов (457 мм) и один 21-дюймовый (533 мм). 21 июня 1905 года модернизированный корабль передали заказчику, и вскоре он отправился на торпедную станцию в г. Ньюпорт.

На новом месте службы бывший динамитный крейсер активно использовался при проверке перспективного торпедного вооружения, стреляя по различным целям. Первый период подобной эксплуатации продолжался до ноября 1907 когда, когда корабль вновь отправили на ремонт. В феврале 1910 года «Везувий» вернулся в Ньюпорт. Тем не менее, теперь кораблю не нашлось дела, из-за чего в дальнейшем он в основном простаивал у причала, изредка выходя на морские полигоны. В мае 1915 года очередные испытания завершились аварией. Опытная торпеда, выполняя циркуляцию, ударила собственный носитель и проделала отверстие в борту. Слаженные действия экипажа позволили кораблю не затонуть и вернуться в порт.

После аварии корабль восстановили, но эксплуатация в качестве опытового судна фактически прекратилась. До 1921 года USS Vesuvius простаивал без дела и без каких-либо перспектив. Наконец, 21 октября 1921 года командование выпустило приказ о списании бывшего динамитного крейсера. В апреле следующего года уникальный корабль продали на слом. На этом история интереснейшего проекта завершилась окончательно.



В ходе испытаний и эксплуатации было установлено, что динамитный крейсер оригинального проекта имеет как преимущества, так и недостатки. Главным преимуществом было использование снарядов высокого могущества с крупным и тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Кроме того, малая шумность орудий позволяла вести обстрел береговых целей с минимальным риском ответного удара. На этом преимущества заканчивались. Прочие особенности корабля следует считать недостатками, более или менее серьезными.

Испытания и служба показали, что конструкция корабля оставляет желать лучшего. Так, ослабленный силовой набор в центральной части корпуса рядом с котлами, подвергал корабль и экипаж большим рискам. Малая ширина корпуса и близкое расположение гребных винтов затрудняли маневрирование. Мореходность оказалась недостаточной. Во время одного из походов «Везувий» столкнулся с серьезным волнением, из-за которого началась бортовая качка амплитудой около 40° с 12 завалами на борт в минуту. Недостаточная прочность и другие проблемы конструкции приводили к тому, что экипаж неоднократно отмечал угрожающие потрескивания и другие звуки, свидетельствующие о наличии значительных нагрузок на силовой набор.

Имелись заметные недостатки эксплуатационного характера. К примеру, неудачная компоновка машинного отделения мешала экипажу правильным образом управлять техникой. Кроме того, до определенного времени рубка не имела дверей для выхода на палубу, из-за чего членам экипажа приходилось спускаться в трюм и только после этого выходить наружу.

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/a2895fd29e.jpg)

Изображение крейсера USS Vesuvius на открытке начала XX века, посвященной ВМС США.


Имея преимущества перед другими кораблями в огневой мощи и могуществе снарядов, USS Vesuvius проигрывал по другим параметрам. Так, дальность стрельбы не превышала 3,7 км, а стрельба могла вестись только по целям непосредственно перед кораблем. Как следствие, возможность атаки движущихся целей отсутствовала. Не получив серьезного оружия с возможностью наводки в широких секторах, «Везувий» оказывался беззащитным при отходе и маневрировании. Таким образом, корабль далеко не всегда имел возможность реализовать свои немногочисленные преимущества.

Специфическое сочетание положительных и отрицательных особенностей в итоге сказалось на судьбе корабля. Многочисленные недостатки не позволяли продолжать эксплуатацию USS Vesuvius в исходном качестве динамитного крейсера / канонерской лодки. В то же время, не желая терять уже построенный корабль, командование решило переделать его для использования в новой роли. Как следствие, в исходном виде корабль прослужил только 14 лет, а опытовым судном он являлся в течение 17 лет. Такие сроки службы, среди прочего, можно трактовать как одно из главных доказательств в пользу неудачности оригинального проекта.

Динамитный крейсер USS Vesuvius стал первым и последним представителем своего класса. Другие эксперименты в области динамитных пушек не пошли дальше дооснащения кораблей одной пушкой на «традиционных» системах наведения. Тем не менее, и эти разработки не получили широкого распространения в силу характерного соотношения плюсов и минусов. Как следствие, оригинальный динамитный крейсер так и не получил сопоставимых аналогов, оставшись уникальным образцом.
Перейти в начало страницы
 
 
 tom-m15
сообщение 05.04.2017, 01:14
Сообщение #5


You're never too young to have a plan. ©
************************

Группа: Участник
Сообщений: 14955
Регистрация: 20.02.2009
Из: Питер
Пользователь №: 9882



40-тонный бронированный танковый тягач М25 «Dragon Wagon»

(IMG:https://images.gameru.net/image/direct/095ef1a9a9.jpg)


В начале II Мировой войны Артиллерийское управление военного ведомства США, разработало техническое задание на тяжелый бронированный артиллерийский тягач-эвакуатор, способный выполнять свои функции в непосредственной близости к зоне боевых действий.
В 1942 году такой тягач был спроектирован малоизвестной конструкторско-производственной фирмой «Knuckey Truck» из Сан-Франциско. Так как производственными мощностями для его серийного изготовления она не располагала, производство нового армейского тягача с заводским индексом TR1 было передано компании «Pacific Car & Foundry Company» (Тихоокеанская машиностроительная и металлургическая компания) из Рентона, штат Вашингтон.
Так, в марте 1943 года компания Pacific приступила к выпуску одного из наиболее крупных американских автомобилей Второй мировой войны - бронированного 12-тонного танкового седельного тягача М26 с колесной формулой 6х6.

Читать далее


Его главной внешней особенностью являлась высоко расположенная и вынесенная вперед удлиненная 7-местная кабина с наклонными стальными бронелистами и откидными бронещитками во всех шести боковых и двух лобовых оконных проемах и на передней панели перед радиатором.
В задней части крыши имелся люк, открывавший доступ к 12,7-мм пулемету Browning М2НВ смонтированному на крыше кабины на турели.
Среди оригинальных конструктивных решений были рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель модели 440 (17,9 л , 240 л.с.) производства компании «Hall-Scott», установленный в особом кожухе в центре передней части кабины. Его обслуживание и ремонт производились непосредственно из кабины.
В блоке с силовым агрегатом размещались механическая 4-ступенчатая коробка передач с дополнительным 3-ступенчатым редуктором и 1 - ступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивавшие 12 ступеней переднего хода.



Задняя ведущая тележка монтировалась на балансирной рычажно-пружинной подвеске, которую разработала и запатентовала фирма «Накки».
Подвод крутящего момента на каждое заднее ведущее колесо с двускатной ошиновкой осуществлялся от жестко укрепленного на шасси моста посредством двух пар бортовых цепных передач.
Тягач оснащался пневматическим тормозным приводом только на задние колеса, классической передней рессорной подвеской, всеми шинами размером 14,00-24, двумя лебедками с тяговым усилием по 20 т. с расположенными за кабиной, и одной передней 16-тонной.
Колесная база машины составляла 4369 мм, задней тележки – 1600 мм.
Для перевозки танков или артиллерийских орудий тягачи М26 работал в сцепе с двухосным низкорамным полуприцепом M15 фирмы «Фрюхоф» грузоподъемностью 40 т.



На вооружение армии США комплекс (тягач М26 + полуприцеп М15) был принят под обозначением Truck-Trailer, 40-ton, tank recovery, M25, что можно перевести на русский язык как «40-тонный танковый тягач-транспортер М25», который имел и неофициальное название «Дрэгон Вэгон» (Dragon Wagon - Драконова коляска).
40-тонный танковый тягач-транспортер М25 длиной 19 м и полной массой 93,3 т при полной нагрузке мог двигаться по шоссе со скоростью 45 км/ч.
В варианте ремонтно-эвакуационной машины тягач дополнительно оснащался П-образной подъемной балкой, механическим краном и комплектом сварочного оборудования.
В период с 1943 по 1945 год заводские цеха фирмы Pacific Car and Foundry покинули 1372 «Драконовы коляски».



Мощный тягач широко применялся для транспортировки и эвакуации легких и средних танков, а также для перевозки других тяжелых грузов. В штат танковой дивизии армии США входил ремонтно-эвакуационный батальон, насчитывавший в своем составе девять танковых транспортеров М25.
После окончания Второй мировой войны большая часть этих машин осталась в Европе, где использовалась как в американских оккупационных войсках в Германии, так и в армиях союзников. Достаточно долго эксплуатировались эти машины во французских частях. США применяли некоторое количество «драконов» в Корее, а в Армии обороны Израиля они прослужили до начала 1970-х годов. Однако служба этих машин в основном завершилась в середине 1950-х годов, после появления более тяжелых танков.


Перейти в начало страницы
 
 
 
 

 
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: 24.01.2021, 04:53