РОССИЙСКИЙ рынок видеоигр вступил в фазу своего динамичного развития. За год, прошедший с момента запуска официальной российской версии приставки PlayStation 2, количество этих аппаратов в стране увеличилось, как минимум, вчетверо, что является весьма хорошим показателем для развивающегося рынка. Несмотря на присутствие (особенно в регионах) пиратства, российский рынок также демонстрирует весьма достойные показатели по продажам лицензионного игрового софта. Важный индекс tie ratio (количество единиц софта, проданных на каждую приставку) в России составляет более 3, учитывая официальное присутствие на рынке лишь в течение года, это отличная цифра. Серьезнейшим образом расширился сектор розничной торговли приставками и играми - видеоиграми весьма эффективно занимаются такие серьезные компании, как СОЮЗ, Ашан, М-Видео, METRO и многие другие, их число постоянно растет. И если еще год-полтора назад PlayStation 2 и игры для неё можно было увидеть лишь в темной каморке какой-нибудь палатки на радиорынке, то теперь они доступны в просторных магазинах лучших торговых комплексов, новые игры можно увидеть на специальных демонстрационных стендах, да и появляются они на прилавках одновременно со всей Европой. Периодически проводятся масштабные рекламные акции, приуроченные к выходу того или иного продукта: весной состоялась громкая премьера Primal, PlayStation 2 и игры для неё привлекли к себе массу внимания на нескольких выставках, в начале осени в крупнейших торговых центрах прошла презентация революционной ЕуеТоу, в результате с возможностями PlayStation 2 познакомились десятки тысяч людей, а сама приставка наверняка стала одним из наиболее желанных новогодних подарков.
Безусловно, одним из приоритетных направлений развития рынка видеоигр в России мы видим полную или частичную локализацию игровых проектов. Первая игра, выпущенная полностью на русском языке. Primal, была принята игроками с большим интересом и стала настоящим бестселлером. Однако Primal был лишь первым маленьким шагом на пути к большой цели. Софт Клаб уже завершил работу ещё над двумя русскими проектами: Хоббит от Vivendi-Universal и Охотник на призраков от SCEE Cambridge выйдут в свет в декабре и январе, соответственно, доведя общее количество полностью локализованных игр до трех. Кроме того, в 2003 году было выпущено несколько десятков игр, снабженных полной русскоязычной документацией, в таком виде в скором времени станут выходить все англоязычные продукты. Что же касается полных локализаций, то в 2004 году их запланировано, как минимум, двенадцать, включая и несколько стопроцентных суперхитов. В этом вопросе Россия продвинулась вперед куда дальше многих других территорий. Так, например, греческие компании в данный момент завершают локализацию своего первого в истории продукта (при этом в Греции на данный момент продано значительно больше приставок, чем в России), а многие другие страны (например, Чехия. Словения, Болгария. Югославия) пока и не мечтают об этом. Немаловажно также отметить и то, что русскоязычные версии игр для PlayStation 2 появляются в продаже практически одновременно с выходом в других европейских странах. Задержка в связи с локализацией сводится к минимуму, обычно зависящему от производственных мощностей завода DADC, на котором производятся все европейские диски для PlayStation 2.
Цены на игры для PlayStation 2, несмотря на дополнительные расходы российских дистрибьюторов на транспортировку и весьма дорогостоящее таможенное оформление, тем не менее, ниже, чем в остальной Европе, где стандартная цена на игру для PS2 составляет
60 евро. У нас же стандартная цифра, порядка 55 долларов. А ведь в отдельных интернет-магазинах игры можно купить и по более низкой цене. Определенно, Россия уже находится в привилегированном положении по сравнению со многими западными странами. Видеоигры на Западе не являются развлечением для бедных. Не должны они являться таковыми и у нас. Человек, которому нравится вести определенный образ жизни, и предпочитающий тем или иным способом развлекаться, должен быть готов за это платить. Цены на билеты в кино или театр, или например, на лицензионные видеокассеты у нас давно уже сравнялись с мировыми, и нет оснований полагать, что в случае с видеоиграми дело должно обстоять иначе. Специальные условия ценообразования для России, уровень жизни в которой, конечно же, ниже, чем в Западной Европе (и при этом тысячедолларовые компьютеры, почему-то, могут себе позволить все поклонники пиратского софта для PC), возможно, всё же будут введены, однако надеяться на появление игр по пять и даже по десять долларов не стоит. Для тех игроков, которые всё же никак не могут выделить 50 долларов на игру, существует великолепная серия Ratinum, в которой совсем ещё нестарые хиты продаются по весьме доступным ценам. Во всём мире игры линейки Platinum (в Америке она называется Greatest Hits) пользуются заслуженной популярностью. Совсем недавно, например, под этим лейблом вышли почти все главные бестселлеры прошлой осени и зимы: RFA 2003, Lord of the Rings: Two Towers, The Getaway, Ratchet & Clank, Kingdom Hearts, Medal of Honor: Frontline и многие другие. А издательство Rockstar, к примеру, выпустило великолепную коллекцию состоящую из двух суперхитов Grand Theft Auto 3 и Grand Theft Auto: Vice City в одной коробке, стоящей столько же, сколько и одна обычная игра для PS2. Под Новый год некоторые крупные сети магазинов подготовили к выходу несколько серий Блестящей коллекции праздничных наборов, состоящих из трех различных игр для PlayStation 2, подобранных для игроков самых разных предпочтений и снабженных особой подарочной упаковкой и специальной ценой. Так что цены на легальные игры для PS2 не столь уж высоки, и учитывая колоссальные затраты на разработку со стороны издательств, вполне оправданы. Вопрос о появлении в нашей стране сети прокатов игр для PlayStation 2 постепенно решается, однако несовершенство законодательства и масса юридических тонкостей мешает его быстрому воплощению в жизнь. Во всем мире сети проката существуют параллельно с сетями розничных продаж и не мешают друг другу. Безусловно, они будут весьма полезны и для нашего рынка, и мы будем всячески способствовать их скорейшему появлению.
У PlayStation 2 в нашей стране, вне всяких сомнений, большое будущее. Динамика развития рынка во много раз превышает темпы роста продаж компьютерных игр. будь то дешевые jewel-версии или солидные DVD-Box, и даже продажи пиратского софта. Самая активная борьба с пиратством - это борьба качеством. Качеством локализаций, качеством и культурой обслуживания, качеством товара и у паковки, качеством подхода к каждому игроку. Именно на этом мы строим свою стратегию развития рынка видеоигр в России и уверены в том, что этот подход в результате окажется самым правильным