Gameru Android app
6041    17

История отечественного игропрома. Часть 2: Наш Пентамино

История отечественного игропрома. Часть 2: Наш Пентамино


В прошлый раз мы познакомились с первыми развлекательными устройствами – советскими игровыми автоматами и первыми портативными игровыми консолями Электроника. Сегодня рассмотрим другую отечественную легенду – Тетрис – игру, завоевавшую популярность во всем мире. Но обо всем по порядку.


История Тетриса началась в 1984 году, когда сотрудник Вычислительного центра при Академии наук СССР Алексей Пажитнов познакомился с головоломкой Pentomino Puzzle и решил сделать ее компьютерный вариант. Первый вариант игры был готов через несколько месяцев и содержал семь фигурок-пазлов из двенадцати стандартных. Снижение количества пазлов было обусловлено дополнением оригинального варианта игры – фигурки падали в реальном времени и могли вращаться вокруг своей оси. После составления из фигурок целостного ряда он исчезал. Из-за этого всеми двенадцатью стандартными пазлами игроку было неудобно управлять. Впоследствии эти семь фигурок и стали стандартным набором Тетриса.
Кстати, первая версия создавалась для компьютера Электроника-60 и была полностью неграфической – экран мог отображать только буквы, цифры и символы. Спустя некоторое время Алексей решил перенести свою игру и на персоналки, но не имея опыта программирования под эту платформу, был вынужден обратиться за помощью к Вадиму Герасимову. Через несколько дней рабочая версия была готова, но и на этом напарники не стали останавливаться – было решено сделать игру цветной, добавить таблицу рекордов и сделать защиту своих авторских прав.

Позже к разработке подключился Михаил Потемкин, портировавший игру на следующую версию Электроники и добавивший еще несколько улучшений. 
Распространялся продукт на 5.25” дискетках абсолютно бесплатно - права на игру были у Вычислительного центра. Да и в те времена выгоду из Тетриса никто не пытался извлечь – его писали что называется для себя и копировали друзьям и знакомым. Путем таких “переписываний” с дискетки на компьютер и потом опять на дискетку игра разлетелась по всему Советскому Союзу.


Через два года, в 1986-м игру впервые увидели иностранцы – венгры из Института проблем кибернетики и перенесли на популярный в то время компьютер Commondore 64 и Apple 2. Проектом заинтересовался Роберт Штайн, владелец Andromeda Software и попытался купить права на Тетрис у Вычислительного центра. Пока шла переписка, Штайн, уверенный, что у него все получится и понимавший сколько прибыли может получить коммерческое распространение игры, предлагает лицензировать у него игру компании Microsoft. Разумеется, никаких прав на Тетрис у Штайна не было, поэтому все его действия были незаконными. После подписания контракта на сумму 3000 фунтов и 15% от прибыли с продаж, Роберт едет в Москву на переговоры по получению прав. Но получить он так их и не смог.

Тем временем американская Spectrum Holobyte, которой было поручено подготовить западный релиз Тетриса, добавляет в игру много “клюквы” – главной звуковой темой становится русская народная музыка Коробейники, а оформление приобретает так называемый коммунистический вид. Американцы и не подозревали, что у них нет настоящих прав на издание игры – Роберт не стал рассказывать своим партнерам, что вернулся ни с чем и единственным, кто обладал правами на игру являлся Алексей Пажитнов.

В 1988 году PC версия Тетриса вышла на западе. Игра приобрела огромнейшую популярность – практически в каждом офисе сотрудники играли в нее, а система рекордов позволяла им соревноваться между собой. Так же Тетрис получил многочисленные награды, например, "Лучшая динамическая и стратегическая программа".



Затем обман Штайна всплывает наружу и ему приходится подписывать контракт с русскими. Но и на этом история не закончилась – условия контракта выполнялись не полностью. Microsoft захотела у Роберта лицензировать права на консольную версию Тетриса и, не дождавшись их, продает несуществующие права компании Atari, которая в свою очередь продает их японской SEGA. Но как было упомянуто выше, предыдущий контракт Штайн выполнил не полностью, и второй русская сторона отказалась подписывать. В итоге Тетрис нелегально выходит на NES (Atari, SEGA и Nintendo считают, что легально) и расходится в Японии тиражом около 2 млн копий. К сожалению, и на этом дело о правах не закончилось, но это уже отдельная история. В конечном счете права Microsoft получила, а сам Алексей Пажитнов стал ее сотрудником.

Тетрис – культовая игра, ставшая популярной не у одного поколения. К тому же она отличный пример мультиплатформености – практически ни у одной игры не было столько всевозможных платформ. Я как-то видел вшитый, как пасхалка, Тетрис в калькулятор Casio, запускаемый с помощью сочетания определенных клавиш и никак не документируемый в инструкции. А уж количество других устройств сложно сосчитать – слишком много их. Скажем так – если устройство игровое и вышло после 88го года, то на нем есть Тетрис smile.gif


19 августа 2011 на форуме
Хорошая статья! good.gif
19 августа 2011 на форуме
Эх, а я надеялся прочесть историю со счастливым концом, где Алексей всех их засудил и заработал на этом кучу денег...
З.Ы. Какая же гнилая капиталистическая система! Ни у кого не было прав на игру, но все всем их продавали...
19 августа 2011 на форуме
Эх, ностальгия. У меня был тетрис как на четвертой картинке.
19 августа 2011 на форуме
Bill, подобный, наверное, был у каждого. wink.gif
9999 in 1
19 августа 2011 на форуме
Цитата(VIGUR @ 19.08.2011, 17:11)
9999 in 1

Черного цвета. biggrin.gif
19 августа 2011 на форуме
У меня на PSP установлен.
Время от времени рубаю.
19 августа 2011 на форуме
У меня тоже, тока тетрис был самой моей нелюбимой игрой biggrin.gif
Спасибо за статьи, что на очереди.

21 августа 2011 на форуме
Цитата(Shoкer @ 20.08.2011, 00:30)
что на очереди

Пока секрет wink.gif
21 августа 2011 на форуме
О судьбе Пажитнова погуглите, будет занимательно для конспирологов.
13 сентября 2011 на форуме
мда, пропустили момент, а ведь могли бы быть первыми в игровой индустрии, если бы так безграмотно не отдали проект. Создали бы подразделение на базе института, которое бы занималось разработкой игр, глядишь бы ВоВ еще в 2000м запустили*) блин, почему я не родился лет на 20-30 по раньше....
вот, что значит Россия - щедрая душа.
14 сентября 2011 на форуме
Хех, вот такой у меня был, прям точь в точь, даже рисунки и цвет:

Как сейчас помню какие на нем были гоночки, при чем в списке из сотни гонок были гонки с увеличенной скоростью, поездка с другими гонками а не только со стенами, и стреляющая гонка. Дааа, детство-детство...

Где-бы сейчас такой девайс достать?
14 сентября 2011 на форуме
14 сентября 2011 на форуме
Jetro, На рынке продают до сих пор.
Ваш Капитан Очевидность Рука-Лицо
14 сентября 2011 на форуме
VIGUR, я не в России живу, по этому такой вариант не проходит.

Camblu, в том-то и дело что не видел... Хотя специально и не искал, но так как посмотреть на разные девайсы люблю, то заметил-бы однозначно.
В конце недели планирую ехать к друзьям, посмотрю еще у них в городе - а вдруг...
14 сентября 2011 на форуме
Я вот думаю ,купить себе чтоли со степухи.он наверное 80 грн стоит.еще надо найти его. Помню еще в тамагочи в 6 лет шпилял)
14 сентября 2011 на форуме
ОМГ, не взумай так переплачивать, можно же найти варианты подешевле, и всего гривен в 25-40 обойдется. Вот на аукционах можешь поискать.
14 сентября 2011 на форуме
о,спасибо тебе огромное!